Меню Рубрики

Сколько инфарктов было у олега табакова

Десятки ролей, процветающие театры, плеяда талантливых учеников, большая семья… Такая она, юбилейная осень патриарха.

Учу «непоротое» поколение

– Олег Павлович, как вы себя ощущаете в свой юбилейный год? Ведь, как ни крути, 80 лет – солидная дата…

– Да что там юбилей… Скажу без ложной скромности: в мои 80 я не утратил интереса к жизни. Если это есть, обостряется восприятие очень простых вещей. А вообще, важно помнить, что на нас жизнь не кончается. Видя своих учеников (в 2010 г. Табаков открыл театральный колледж для одаренных детей. – Ред.), могу заявить уверенно, что русская теат­ральная школа будет существовать и дальше.

– А почему вы не набрали курс в Школе-студии МХАТ, а начали с азов, как когда-то в драмкружке Дворца пионеров?

– Мне захотелось вернуться к тому, как я воспитывал тех 14-летних ребят, которые потом составили костяк первой студии. Это называется «ранняя профориентация», что для актера крайне важно. К тому же они – те, кто учится или уже успел выпуститься из колледжа, – по сути, первое, как говорил граф Лорис-Меликов, «непоротое» поколение. Когда государь Александр Второй отменил крепостное право и восклицал: «Свобода, свобода…» – умный граф осаживал его словами: «Ваше величество, свобода наступит тогда, когда вырастет непоротое на конюшнях поколение». Так вот, наши ребята почти не знают страха, но, к сожалению, малокультурны. Я пытаюсь восполнить эти пробелы за первые два года. Важно в течение этого срока интенсивно загрузить их душевные кладовые. Ведь «золотое» содержание актера – это его жизненная и эмоциональная память. От того, как она пополнится, и будут зависеть их дальнейшие успехи.

– Вы сказали, что у сегодняшних молодых людей меньше страхов. Вы это видите и по Павлику?

– И по нему тоже. Кроме того, я до 2000 года пятнадцать лет руководил театральным институтом, так что могу сравнивать. Нынешние (смеется) в каком-то смысле бесшабашно-безбашенные. Хорошо это или плохо, покажет жизнь.

– А когда вы сами как актер впервые почувствовали: «Кажется, у меня получилось»?

– В конце второго курса Василий Осипович Топорков (актер, профессор Школы-студии МХАТ. – Ред.) дал мне роль Хлестакова в отрывке. К этому времени, а это был конец 1955 года, в Москву из ГУЛАГа вернулись ученицы Михаила Чехова. В частности, Елена Петровна Пестель и актриса по фамилии Негруль. Они посмотрели наши экзерсисы и совершенно задурили мне голову: мол, я играю (довольно посмеивается) не хуже, чем Михаил Чехов. Вот с этого момента я начал всерьез заниматься профессией.

– То есть похвала все-таки пошла на пользу? Знаю, что сами вы редко хвалите…

– Ну, это не проосто похвала. Это как тебя сравнили с апостолом.

– Олег Павлович, а вы не боялись осуждения в связи с тем, что Марина (Марина Зудина, вторая жена Табакова. – Ред.) играет много главных ролей в ваших театрах?

– Это меня никогда не волновало. В 27 лет я был членом правления театра «Современник», и у нас была традиция – в конце сезона обсуждать работы наших товарищей. За каждого актера голосовали, и либо он оставался в труппе, либо его переводили в кандидаты, либо отчисляли. И видимо, на каком-то отрезке жизни я стал раздражать моих единомышленников. Не имея возможности подвергнуть сомнению мое бытие, они перевели в кандидаты Людмилу Ивановну Крылову (первая жена. – Ред.).

Так вот Марине не очень везло с самого начала, мимо нее прошло много ролей. Но после ее работы в английском фильме «Немой свидетель» обнаружилось, что Марина Зудина – не жена Олега Табакова, а актриса Марина Зудина. Театр – это вообще работа честная: выходит человек и через полторы минуты он либо интересен зрительному залу, либо нет. После той картины Марина уверенно заняла свое место лирической героини, а сегодня играет совсем неожиданные, казалось бы, несвойственные ей характерные роли в спектаклях Кости Богомолова.

– Можно сказать, что Марина выросла на ваших глазах. Что приобрела она за эти тридцать с лишним лет?

– Прежде всего Марина дважды стала мамой. Я с большим удивлением обнаружил в ней педантизм, даже дотошность во многих практических вопросах. И хотя жизнь сложна, часто рутинна, она управляется с ними ухватисто.

– Кстати, в юности Марина считала себя натурой романтичной, а вы говорили ей, что она земная…

– Я в ней это видел. Я это называю душевным здоровьем. Не надо ничего инсценировать – страстей и так хватает.

– Она до сих пор идеалистка и максималистка, какой была в двадцать лет?

– Во многом да. Она вступается, когда видит несправедливость, и не только по отношению к себе. В ней осталось жизнелюбие и какая-то детская вера: «Вот лягу спать, а утром все будет хорошо». Она очень внимательна к родителям, что я невероятно ценю – сам ведь тоже не молодею (смеется).

Олег Павлович забирает из роддома новорожденную Машу.

– Для вас имело большое значение ее чувство к вам?

– Я просто видел, как она меня любит, и это заполняло все. Вообще, все, что касается Марины, – это особая история. В полной мере я оценил это, когда родился Павел.

– А что вас отталкивает в женщинах?

– Корысть и, конечно, глупость.

– Признайтесь, вы Марину никогда не ревновали?

– У меня в принципе нет этой черты. И первую жену не ревновал. Ревность – это от слабости. Такие хватательные движения мне не очень свойственны.

Умею говорить «нет»

– Вы как-то сказали, что в 29 лет, после инфаркта, вы хотели перенести центр тяжести с проблем творческих на личные…

– Было написано не совсем точно. Надо просто меньше суетиться и уметь отталкивать плывущие на тебя фекалии, которые день сегодняшний поставляет в большом количестве.

– А в молодости это было сложнее?

– Конечно! В молодости я многим занимался в силу любознательности и открытости нрава. И я не всегда имел мужество сказать «нет». Но со временем научился. С годами я стал психологически устойчивее, то есть окреп киль, позволяющий сопротивляться волнам и сохранять спину прямой. Но я никогда не был конфликтным и всегда старался уладить дело полюбовно.

– Умение зарабатывать тоже придает мужчине уверенность?

– Вероятно, я пошел в отца: в самое трудное время, когда было голодно и холодно, он искал работу, придумывал что-то, занимался совершенно несвойственным ему делом, но зарабатывал и приносил в дом. Добытчик! Это очень важно для мужчины.

– А что дают вам деньги, менялось ли отношение к ним с годами?

– Я экономически независимый человек уже 60 лет. И это дает мне ощущение внут­ренней свободы. Независимость у меня появилась на третьем курсе Школы-студии МХАТ, когда я заработал за свой первый фильм довольно большую по тем временам сумму – 16 тысяч. Я мог купить новую «победу», но не сделал этого – мне нужно было что-то подарить маме, чтобы она поняла, что я могу жить на собственные средства. Конечно, наличие денег дает уверенность в завтрашнем дне мне и моей семье. Мне в принципе не хочется ничего в своей жизни менять. Это означает, что я самодостаточен. Я делал то, что хотел, и иногда у меня неплохо получалось.

– По-моему, не иногда. Даже накануне премьеры вы умудряетесь заниматься массой дел, и это никак не сказывается на качестве игры…

– Я довольно давно живу в таком ритме, и до тех пор, пока буду уверен, что соответствую своим служебным обязанностям, все будет нормально. Если пойму, что не соответствую, – прекращу выполнять часть из них (смеется).

– Говоря о себе, вы часто употребляете слова «судьба», «верховная канцелярия». Значит ли это, что многое из того, что у вас есть, вы считаете подарками судьбы?

– Несомненно! Мне в жизни не раз фартило. Когда кончилась Вторая мировая война и стали возрождаться банки, хорошей приметой считалось присутствие в совете директоров какого-нибудь венгра (улыбается), потому что он приносил удачу. Думаю, что я как раз такой венгр.

– И какие самые значимые подарки судьбы?

– Я должен был умереть от инфаркта в 29 лет. Я мог получить второй инфаркт, когда первый секретарь Московского горкома Гришин в 1980-м уничтожил нашу первую студию в подвале на Чаплыгина. Я думал, что получу его, когда несколько лет назад благодаря усилиям одного скверного человека пытались закидать грязью Московский Художественный театр. Справедливости ради не скрою – обо мне лично власть сказала: не трогать. Но это не уменьшило душевной боли. Наконец, я не раз мог погибнуть. Когда я вскочил на подножку трамвая в Саратове и моя правая нога вдруг уехала под колесо, какой-то майор, как щенка, приподнял меня и вытащил мою ногу. Много лет спустя я летел в Вену сдавать макеты к спектаклю вместе с художником Сашей Боровским. Наш самолет загорелся. Мы приземлись в Варшаве с обугленным хвостом, но не разбились. Да и других подарков было немало. Может быть, кто-то «там» блюдет. Несколько лет назад я, проходя по Камергерскому переулку – я там стригусь в парикмахерской, – читал поддержку на лицах прохожих и понимал, что они и есть моя защита. Это называется при-знание…

– Про любовь как-то нехорошо говорить. Но с другой стороны, чем еще можно объяснить, что в этой парикмахерской с меня не хотят брать деньги? (Улыбается.) Ты знаешь, сколько людей делали мне добро… Ну, может быть, не так чтобы ах, но много…

Любовь не исчезает

– Вас даже за границей любят. Например, в Праге…

– Я вообще очень известный в Чехии и Словакии человек (улыбается). Двадцать четыре раза выходил на сцену при переполненном зрительном зале в роли Хлестакова. Это было до августа 1968 года. Лет восемь назад в Праге мой друг повел меня в институт красоты удалить папиллому. Там я так долго ждал, что даже обидно стало (смеется). И врач, директор этого центра, взяв в руки мою амбулаторную карточку, вдруг воскликнул: «Боже мой! Моя мама видела вас на сцене!» А с тех пор прошло сорок лет!

– А на родине вам вообще невозможно остаться не­узнанным.

– Я уже привык, но в некотором смысле это доставляет дискомфорт. Популярности ищешь лет до 35–40. Я был влюблен в одну актрису, и однажды мы вместе где-то оказались. И когда меня узнали, она зарыдала (смеется). Так что известность не всегда приносит радость.

С женой и детьми Марией и Павлом.

– У вас была возможность остаться за рубежом и успешно работать там…

– За рубежом я поставил больше двадцати спектаклей. Заработал, кстати, довольно много денег. В свое время американцы перекупали меня на очень серьезных условиях, предлагая место руководителя театрального департамента знаменитой Джульярдской школы в Нью-Йорке. А в 1967-м, накануне премьеры «Большевики», завершающей части трилогии Шатрова, цензура решила запретить спектакль. Вступилась за нас Екатерина Алексеевна Фурцева, рискуя многим, вплоть до партбилета. Она была человеком верным, настоящим товарищем. И в это время меня приглашают в Лондон на примерку костюма для роли Сергея Есенина в фильме американского режиссера Карела Рейша «Айседора». Фурцева забрала этот сценарий у Госкино, отдала перевести его, легализовала и позволила мне заключить контракт на 19 тысяч фунтов. И я решаю не лететь, поскольку понимаю, что не могу бросить свой театр в тяжелый момент. Не раз в жизни я делал подобный выбор. Дважды американцы предлагали мне поменять место жительства. Второй раз это было связано с женщиной из очень известной семьи.

– То есть вас не соблазнили ни профессиональным, ни.

– Ни матримониальным (смеется). Это моя земля, моя страна, которую я люблю. И не за то, что она меня любит, а потому что ее люблю я.

– Вам случалось разочаровываться в любви, в людях, которые вам дороги?

– Если любишь, то любишь. Остается шрам, боль при упоминании, но любовь никуда не девается. С годами, наверное, что-то может стереться, но исчезнуть – нет. У меня это так.

– Как-то вы рассказывали, что привыкаете к вещам…

– Привыкаю. У меня есть ботинки, которым уже тридцать лет, и одежная щетка, которая со мной уже больше шестидесяти лет. Второй муж моей мамы привез из-за границы очень удобную немецкую щетку со щетиной, и она перешла мне по наследству. Удобные вещи, которые не подводят, сложно бросать.

На съемках фильма «Кухня в Париже».

– Услышав то, как вы нахваливаете еду или обсуждаете футбол, в очередной раз не могу не поразиться вашему умению чувствовать вкус жизни.

– Ну чем это объяснить… Наверное, жизнеспособностью. Вот когда я смотрю на Марию (девятилетняя дочь. – Ред.), то думаю, что главное качество, которое она получила от меня, – жизнеспособность. Она, как говорится, не пройдет мимо. Как в песне поется: «Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с ней». Так вот, Мария – борец. А что касается еды, скажу так: если человек не любит вкусно поесть, это настораживает (улыбается). Для меня еда – это ощущение полноты жизни. Нужно уметь получать удовольствие и радость от всего. Нет низменного и высокого – это все жизнь! И дается она для того, чтобы прожить ее набело. Одноразово!

источник

Олег Табаков родился в 1935 году в Саратове в семье врачей. Во время учебы в школе начал заниматься в театральном кружке «Молодая гвардия» в Саратовском дворце пионеров и школьников.

Во время войны отец Олега Табакова ушел на фронт, а мать заболела тифом и попала в госпиталь. «В 1943 году мне восемь лет. Мама заболела тифом и никак не могла встать, — вспоминал Табаков. — А потом дядя Толя, который был на войне в это время, устроил маму в госпиталь под Сталинградом, на озере Эльтон. Я (там) пел: «Ночь прошла в боевом лазарете, где дежурили доктор с сес­трой, в полумраке осеннем рассвета умирает герой молодой». Раненые не могли встать, только плакали. Не потому, что я хорошо пел, а потому, что таких же мальчишек оставили у себя дома. Как-то много лет спустя после того, как отец вернулся с фронта, куда ушел добровольцем, хотя и был любимый ученик академика Миротворцева, я вдруг обнаглел и спросил: «Ты зачем пошел воевать? Как все — за Родину, за Сталина?» Он ответил: «У меня была мать-старуха, жена-красавица и ты — выпердыш. За вас и воевал». Вот такой вот мужской разговор».

Читайте также:  Препараты применяющие при инфаркте миокарда

В 1953 году Табаков поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Топоркова. Будучи третьекурсником, сыграл свою первую роль в кино — в фильме «Саша вступает в жизнь» Михаила Швейцера. «Снявшись в 20 лет в первом фильме в главной роли, я заработал на машину — 16,5 тыс. руб. «Победа» стоила. Не могу сказать, что она мне таким уж тяжким трудом далась», — вспоминал Табаков.

За свою карьеру в кино один из самых популярных советских и российских актеров сыграл более чем в ста фильмах, среди которых «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Человек с бульвара Капуцинов», «Москва слезам не верит» и многие другие. Также Табаков озвучивал мультфильмы, наиболее известная его работа в этой области — кот Матроскин в сериале «Трое из Простоквашино».

В 29 лет Табаков перенес инфаркт. «Слово «инфаркт», если честно, на меня впечатления не произвело. По молодости я даже не бросил привычку курить трубку. Сейчас, конечно, делаю это реже. Но на сцене — бывает, есть два спектакля, где я курю. Так что балуюсь», — признавался актер.

С 1957 по 1983 год был ведущим артистом студии молодых актеров, впоследствии ставшей театром «Современник». В 1970 году, после назначения Олега Ефремова художественным руководителем МХАТа, стал директором «Современника». «Этот театр возник не как обычно — сверху, а снизу, как добровольное объединение вокруг Олега Ефремова молодых единомышленников, мечтавших о новом гражданственном театре. И пару лет не имел официального признания. Репетировали мы в основном по ночам», — рассказывал Табаков.

Табаков — лауреат множества премий и наград, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

В 1973 году Табаков начал преподавать — под его руководством был создан театральный кружок для старшеклассников при Бауманском дворце пионеров. В 1976–1986 годах выпустил два курса в ГИТИСе, которые стали основой студии Табакова на ул. Чаплыгина, позднее «выросшей» в Московский театр под руководством Олега Табакова. Выпускники студии с успехом гастролировали еще в 1980 году, однако согласие на создание отдельного театра было получено только в 1987 году. «Мне не очень нравится фамильярное название «Табакерка», и я склонен все-таки называть наше во всех смыслах выстраданное дело «Подвальный театр», — рассказывал Табаков.

В июне 2000 года Табаков стал художественным руководителем МXТ имени А.П. Чеxова, с января 2004 года исполнял и обязанности директора театра. «В 2000 году, когда не стало Олега Николаевича Ефремова и меня взгромоздили на этот стул, не думаю, что был хоть один человек, который верил, что это назначение успешное. Знаешь, сколько было зрителей в театре в 2000 году? 42% от вместимости зала. Спустя два года было 90 с чем-то процентов. А через три года стало 95, запятая и еще какая-то цифра. Хотя разное бывало. Я не выпускал спектакли, на которые уже были потрачены деньги на декорации и репетиции. Или снимал с репертуара, не испытывая никакой неловкости. Потому что я всегда думал о зрителях», — рассказывал Табаков.

В 1986–2000 гг. Табаков был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре актерских курса. В 1992 году основал Летнюю школу им. К.С. Станиславского в Бостоне (США), а в 2009 году — Московскую театральную школу.

80-й день рождения Олега Табакова МХТ отметил спектаклем — «Юбилей ювелира». Еще два спектакля — «Дракон» и «Последняя жертва» — шли в театре до декабря 2017 года, когда Табаков попал в больницу.

В ноябре 2017 года Табаков был госпитализирован с воспалением легких. 5 января заммэра Москвы по социальным вопросам, заслуженный врач России Леонид Печатников сообщил об улучшении состояния Табакова. Он рассказал, что артист находится в сознании. Однако через два дня СМИ сообщили, что состояние актера вновь ухудшилось, его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

Олег Табаков умер 12 марта. Ему было 82 года.

источник

Кто из артистов перенес инфаркт

Одним из тех, кто когда-то пережил инфаркт, является известный российский кинорежиссер и телеведущий Тигран Кеосаян. Сильное недомогание артист почувствовал 18 июня 2010 года. После он был доставлен в НИИ им. Бакулева, где ему сделали экстренную операцию.

Примечательно, что до этого Коесаян перенес инфаркт в 2008 году. Каждый раз медикам удавалось чудом спасти режиссера.

По некоторым данным, инфаркт перенес и знаменитый исполнитель Борис Гребенщиков. Информация об этом появилась в блогах после концерта лидера группы «Аквариум» в Самаре в рамках фестиваля «Рок над Волгой». Тогда ему стало плохо прямо во время выступления, в результате чего он, по неофициальной версии, был госпитализирован.

Не обошла стороной страшная патология известную актрису Наталью Крачковскую. Ее здоровье начало стремительно ухудшаться в 2015 году: тогда она была госпитализирована с гидростатичеким отеком легких.

Через год, 28 февраля 2016 года Крачковская попала в реанимацию с острым инфарктом миокарда. Там же актриса скончалась спустя несколько дней. 5 марта она была похоронена на Троекуровском кладбище.

Инфаркт также был назван в качестве причины смерти знаменитого российского исполнителя и композитора Александра Барыкина, участника коллектива «Самоцветы». Первым тревожным «звоночком» стал острый гиперточнический криз, который певец пережил осенью 2010 года. После он проходил лечение в Брянском кардиологическом диспансере.

Скончался Барыкин в марте следующего года. По информации представителей брянского продюсерского центра, с которым сотрудничал певец, причиной смерти стал повторный обширный инфаркт во время концерта. По официальным данным, исполнитель с трудом допел последнюю песню и ушел за кулисы, откуда его увезли в больницу на скорой. Там ему сделали операцию, а на утро Барыкин умер.

По неподтвержденной информацией, инфаркт погубил известного поэта и автора-исполнителя Владимира Высоцкого. Точно установить причину его смерти невозможно, так как отец певца отказался проводить вскрытие. Тем не менее, многие утверждают, что умер он именно в результате острого инфаркта.

Эту версию подтверждает личный врач Высоцкого Анатолий Федотов. «Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. … Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике – был острый инфаркт миокарда», – сообщил он.

На свете живет не так много человек, которым удавалось прожить более 10-15 лет после перенесенного инфаркта. К таким удивительным людям можно отнести театрального режиссера и педагога Олега Табакова. Инфаркт случился у него в 29 лет (в 1964 году) – сейчас деятелю искусства уже 80.

Отмечается, что недуг поразил 29-летнего Табакова из-за слишком большой нагрузки. В то время он был одним из наиболее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа. Признанным экспертом и одним из лучших театральных педагогов и режиссеров он остается и по сей день.

источник

Не стало мэтра. Табаков руководил «Табакеркой» и МХТ имени Чехова. Это известные факты. А что еще было в его биографии?

Олег Табаков. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС —>

Скончался Олег Табаков. Ему было 82 года. Вечером в понедельник к портрету артиста, установленному в окне МХТ имени Чехова, начали приносить цветы. Прощание пройдет в театре 15 марта, а после его похоронят на Новодевичьем кладбище.

Первый инфаркт у Табакова случился в 29 лет. Последний ребенок родился, когда ему было 72. Одно из своих интервью Олег Табаков дал Business FM в 2015 году, тогда было его 80-летие, и МХТ открывал сезон спектаклем «Юбилей ювелира», поставленным Константином Богомоловым.

Табаков сам выбрал произведение, и там он будто сыграл самого себя — человека преклонных лет, который четко осознает, что пришел к финалу жизни, но достойно и бесстрашно смотрит в лицо смерти. Табаков в интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу сказал: «Приближающийся уход из жизни безжалостен. Он заставляет быть честным». А выбор в качестве режиссера Богомолова объяснял просто: «По таланту»:

— Сюда, в МХТ, на спектакли Константина Богомолова приходили люди, которым не нравились некоторые политические аллюзии, которые они видели в этих спектаклях.

— Вы знаете, я отношусь к этому спокойно. Я работаю не только за деньги, потому что хватает.

Когда случился скандал с «Тангейзером», Табаков одним из первых сказал: нельзя даже думать о том, чтобы возбуждать дела из-за произведения искусства. Когда пришли за Кириллом Серебренниковым, Табаков поддержал режиссера, и, хотя он не делал громких заявлений перед журналистами, было ощущение, что театральные мэтры действуют негласно. Это вылилось в заявление Союза театральных деятелей и лично Александра Калягина о том, что идет кампания по дискредитации культуры и что театральные деятели тоже готовы задавать вопросы власти.

Вскоре после этого Владимир Путин предложил поменять систему закупок для учреждений культуры. Олег Табаков по поводу Серебренникова и Богомолова говорил, что «главное — найти дарования и помочь им встать на ноги, а потом какое-то время спину им прикрывать, вот тогда будет все нормально»:

— А вашу спину часто ли прикрывали или приходилось самому думать, чтобы в эту спину.

— Вы знаете, я довольно рано встал на ноги. Нехорошо, может быть, так говорить, но вот уже 60 лет, ну, чуть меньше, может быть, я выхожу на сцену, еще не сказав ни слова, а зритель начинает аплодировать.

— Это и есть спина?

Так было не всегда — начало 1980-х годов, например, было тяжелым временем для Табакова: он уезжал в Финляндию, где читал лекции студентам Хельсинкской театральной академии и поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы»:

— В Wikipedia про вас написано и не только, еще в студенческих дипломах пишут «во время запрета на профессию». Что это был за запрет?

— Запретили мне профессию, потому что считали, что я разлагаю идейную целостность моих учеников.

— То есть запретили преподавать?

— И отправили разлагать в Хельсинки.

— А что же послужило причиной тогда?

— Наверное, то, что я гнул свое.

«Запрет на профессию» закончился, и после этого уже официально заработала «Табакерка», позже Табаков возглавил МХТ имени Чехова, сыграл около сотни ролей в театре и кино. Как говорил сам Олег Табаков, «меняется социально-экономическое устройство государства, меняются власти, а я занимаюсь делом».

источник

Имя: Олег Табаков (Oleg Tabakov)

Отчество: Павлович

День рождения: 17 августа 1935

Место рождения: Саратов

Дата смерти: 12 марта 2018 (82 года)

Причина смерти: узнать сердечный приступ

Место погребения: узнать Москва, Новодевичье кладбище, Центральная аллея

Рост: 176 см

Восточный гороскоп: Кабан

Карьера: Российские актеры 52 место

Тем не менее, все ранние детские воспоминания Олега Табакова окрашены в светлые оттенки. Эти годы он ассоциирует со свободой, солнцем, пространством и счастьем. Его окружали только любящие люди: мама и папа, бабушки Оля и Аня, дядя Толя и тетя Шура. Маленький Олег очень много читал и уже тогда увлекался театром – с удовольствием посещал саратовский ТЮЗ, многие постановки смотрел по несколько раз и знал наизусть.

Все изменилось, когда грянула война. Отец ушел на фронт, работал на санитарном поезде, Олега с мамой эвакуировали на Урал, и в военные годы Мария Андреевна трудилась в военном госпитале у железнодорожной станции Эльтон. Глава семейства вернулся домой, но вскоре после этого они с женой разошлись. Это стало огромным ударом для мальчика, причинило буквально физическую боль.

Еще в 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и др.), основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков (Лёлик, как звали его друзья) играл студента Мишу.

Репетировали 4 месяца, премьера состоялась 8 апреля 1957 года. Критики отмечали, что не увидели в постановке ничего нового – это был просто «классический хороший МХАТ». Эти слова группа молодых актеров восприняла как похвалу, ведь именно возрождение эстетических идеалов театра, свободного от налета «советчины», было их главной целью.

В 1968 году Олега Табакова пригласили в пражский театр «Чиногерны клуб» сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор». Всего чешским зрителям было продемонстрировано 30 спектаклей, каждый из которых срывал овации,

В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволили Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости.

Олег Павлович стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях: первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды». На ТВ он записывает и два моноспектакля («Василий Теркин» и «Конек-Горбунок»). После этого с блеском сыграл главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп» и «Печники», принимал участие в создании телеверсии постановки Современника «Двенадцатая ночь».

В 1986 году Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ. Эту должность он занимал до 2000 года, после чего возглавил кафедру мастерства актера. В 1992 году по его инициативе была основана Летняя актерская школа имени Станиславского в Бостоне

В 2000 он стал художественным руководителем МХТ им. Чехова. Первым делом новый худрук взял курс на полное обновление репертуара, для чего пригласил режиссеров со свежим взглядом (Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Сергей Женовач) и актеров (Константин Хабенский, Юрий Чурсин, Ирина Пегова, Максим Матвеев и др.).

Читайте также:  Какое лечение назначается после инфаркта

источник

Скончался советский и российский актер, режиссер театра и кино, народный артист СССР Олег Табаков. Ему было 82 года.

Последние несколько месяцев народный любимец находился в больнице – он был госпитализирован в конце ноября 2017 года. С тех пор о состоянии артиста поступали противоречивые новости: сначала сообщалось, что Табаков болен пневмонией и вскоре выпишется из больницы, позднее стало известно, что ситуация со здоровьем у актера более серьезная – его подключили к аппарату искусственного дыхания, он не может говорить, сохраняя при этом ориентацию в пространстве и времени.

В январе 2018 года новости были утешительными: сообщалось, что актер идет на поправку. Однако уже через месяц стало известно, что большую часть времени Табаков проводит в состоянии искусственной комы. Медики установили, что организм артиста настолько слаб, что просто не справляется с малейшими нагрузками.

Все это время рядом с ним находились родные и близкие.

Олег Табаков – советский и российский актер, режиссер и педагог, актер озвучивания, один из основателей театра «Современник», руководитель театров «Табакерка» и МХТ имени Чехова, ректор Школы-студии МХАТ с 1986 по 2000 год.

Большинство фильмов с его участием стали классикой отечественного кинематографа: «Семнадцать мгновений весны», «Война и мир», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни Обломова», «Человек с бульвара Капуцинов» и многие другие. Кроме этого, за плечами артиста – множество выдающихся театральных работ.

Всенародный любимец родился 18 августа 1936 года в семье врачей. Детство будущий актер провел в коммунальной квартире, с юности был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь.

С ранних лет он полюбил театр. Уже повзрослев, Табаков вспоминал, что знал многие постановки саратовского ТЮЗа наизусть. Все изменилось, когда грянула война. Отец артиста ушел на фронт, работал на санитарном поезде, Олега Табакова с матерью эвакуировали на Урал, и в годы войны она трудилась в госпитале у железнодорожной станции Эльтон. Глава семейства вернулся домой, но вскоре после этого они с женой разошлись.

Именно мать отвела Табакова на занятия в драмкружок. Своего первого руководителя, Наталью Сухостав, он называл крестной мамой в актерской профессии.

После окончания школы Табаков решил отправиться в Москву и поступить в театральное училище. Несмотря на то, что родственники отговаривали его, он все же решил не сворачивать с намеченного пути. Впрочем, его приняли сразу в два института: в Школу-студию МХАТ и ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики».

Диплом об окончании Школы-студии он получил в 1957 году, после чего его приняли в театр Станиславского. Еще в 1956 году Табаков с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и другие) основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). Лелик, как называли его друзья, являлся постоянным артистом этого театра до 1983 года, был задействован более чем в 30 постановках.

Еще будучи студентом, Олег Табаков начал сниматься в кино. Вначале это были роли в массовке, но уже в 1956 году ему досталась главная роль в картине «Тугой узел». Поистине народную славу Табаков приобрел после выхода в 1960 году на экраны двух картин подряд: драмы «Люди на мосту» и остросюжетной ленты «Испытательный срок». Во всех ранних фильмах он исполнял только положительные роли, однако своего первого отрицательного персонажа он вспоминал с особой теплотой: в фильме «Молодо-зелено» он сыграл лейтенанта Крутикова.

По воспоминаниям актеров «Современника», они были столь востребованными, что иногда сотрудники Мосфильма поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку. Тяжелый рабочий график сказался на здоровье Олега Табакова – у него случился инфаркт в 29 лет. Тогда врачи советовали ему навсегда завязать с актерской профессией, но он не послушался. Буквально через пару месяцев он вновь вышел на сцену театра.

В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел в МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев и даже уволил легендарного Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. В интервью Табаков не раз говорил, что театр – большая семья, где все дети должны расти в справедливости.

Кроме этого, артист стал одним из первых актеров, кто принял участие в телеспектаклях.

В 1973 году он сыграл одну из самых ярких ролей в кино – генерала Шелленберга в ленте «17 мгновений весны». После этой роли артиста начали узнавать за пределами СССР.

Самой же яркой работой в качестве актера дубляжа стала работа над мультфильмом «Трое из Простоквашино». Голосом Табакова заговорил знаменитый кот Матроскин.

Затем зрители по достоинству оценили его исполнение роли короля Людовика XIII в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетера», а несколько лет спустя – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» и фильм «Несколько дней из жизни Обломова». Тогда же ему присудили звание Заслуженного артиста РСФСР.

В 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ.

После распада Советского Союза актер продолжал сниматься в кино, регулярно выходил на сцену, но большую часть времени у него отнимало преподавание актерского искусства молодому поколению.

Олег Табаков был женат два раза. В браке с актрисой Людмилой Крыловой у него родились сын Антон и дочь Александра. От второго брака, с Мариной Зудиной, у него также двое детей – сын Павел и дочь Мария. Павел Табаков решил пойти по стопам отца и уже отметился яркими ролями в кино и на сцене театра.

Олега Табакова похоронят на Новодевичьем кладбищ, сообщает «Говорит Москва».

источник

На 83 году ушел из жизни великий актер и режиссер. Он умер 12 марта в больнице после болезни, с которой боролся с осени прошлого года. Актера госпитализировали в отделение реанимации Городской клинической больницы имени Пирогова Москвы в конце ноября.

Он был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, в какой-то момент был введен в искусственную кому. Один раз, в преддверии 2018 года, его состояние улучшилось, но продлилось это недолго. Прощание с любимым актером состоялось 15 марта на исторической сцене МХТ им. Чехова. Похоронили Олега Табакова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Мастер сцены, народный артист СССР ушел из жизни, но навсегда остался в памяти поклонников его творчества, в истории театра и кино. Не зря говорят, что Табаков – это талант, открытый перед всеми. Его голосом говорит мультяшный кот Матроскин. Олег Павлович любил шутить, что это его главная роль.

При этом Табаков сыграл Николая Ростова в экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», Вальтера Шелленберга в знаменитом телесериале «Семнадцать мгновений весны». Многие помнят его Людовика XIII в ленте «Д’Артаньян и три мушкетера», Володю в мелодраме «Москва слезам не верит» и бармена Гарри из «Человека с бульвара Капуцинов». За роль в «Несколько дней из жизни Обломова» Табаков получил главный приз на кинофестивале в Оксфорде.

Даже на девятом десятке он был полон энергии. Руководил двумя театрами (с 2000 года – МХТ им. Чехова, с 1986-го – «Табакеркой»), возглавлял Московскую театральную школу для одаренных детей, преподавал, в том числе и за рубежом, ставил спектакли, играл в театре, снимался в кино и продюсировал. Но главное – он оставался актером. Больше 60 лет Табаков выходил на сцену. «Три поколения зрителей сменилось. Даже мне трудно это представить и осмыслить», – говорил народный артист.

Заменить такого человека ни в театре, ни в наших сердцах, как сказал экс-министр культуры Михаил ШВЫДКОЙ, невозможно.

Табаков любил рассказывать, что его настоящая фамилия – Утин. Его деда, мальчишку из бедной семьи, взяли на воспитание богатые саратовские крестьяне Табаковы. Олег появился на свет в Саратове 17 августа 1935 года в семье врачей. Отец во время Великой Отечественной возглавлял санитарный поезд, мать работала в военном госпитале на станции Эльтон. Одно из сильнейших разочарований его детства – расставание родителей. Они с мамой ждали отца с фронта, а он пришел только для того, чтобы сказать, что встретил другую. Родители развелись. Но несмотря на это, в детстве Олег был окружен любящими людьми – это мама и две бабушки. Именно те годы Табаков называет самыми счастливыми в своей жизни.

Знакомство Олега с театром произошло в восьмом классе, в кружке «Молодая гвардия», которым руководила Наталья СУХОСТАВ. Ее Табаков назвал «крестной матерью» в профессии. После школы Олег поступил в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС, но выбрал более солидный МХАТ и попал на курс Василия ТОПОРКОВА, где стал одним из лучших учеников. Табаков учился вместе с Олегом БАСИЛАШВИЛИ, Евгением ЕВСТИГНЕЕВЫМ и Галиной ВОЛЧЕК. На третьем курсе дебютировал в кино, сыграв Сашу Комелева в драме Михаила ШВЕЙЦЕРА «Тугой узел». Актер рассказывал, что заветную телеграмму об утверждении на роль, которая «вызвала в лагере родственников и знакомых легкое землетрясение баллов в шесть», он сохранил на память. А уже к последнему курсу понимал, что не останется без работы – его стали называть мастером перевоплощений.

После института начинающий артист попал в новообразованный «Современник», директором которого был Олег ЕФРЕМОВ. Четверть века Олег Павлович Табаков считался ведущим актером «Современника». Какое-то время он даже был директором этого театра.

В своей книге «Моя настоящая жизнь» Табаков вспоминал, что трижды оказывался на волосок от гибели. Впервые он чуть не погиб в конце 1940-х годов, когда ехал по родному Саратову на подножке трамвая. Его нога соскользнула вниз, под колеса, но в тот же миг рука неизвестного майора затащила мальчика обратно в трамвай.

Следующий раз смерть была в шаге от него, когда в 29 лет он оказался в больнице с инфарктом. Тогда ему удалось поправиться.

В третий раз Табаков всерьез думал о смерти в конце 1990-х, когда летел в Вену ставить спектакль «Крыша». По дороге у их самолета «Ту-154» загорелся двигатель, и борт был вынужден совершить аварийную посадку в Варшаве.

Однако был еще один случай, о котором сам мастер предпочитал не вспоминать. Его мама, будучи на 5-м курсе медицинского факультета, пока не планировала заводить детей и пыталась сделать аборт. Тем не менее мальчик выжил. И всю жизнь бойкость и развитый инстинкт самосохранения Олег считал своими врожденными качествами.

За первые восемь актерских лет Табаков снялся в 40 фильмах. Был явно перегружен. Перенеся в 1964 году инфаркт, он смог оправиться и продолжил работу. Может, поэтому всегда улыбался, умел ценить каждый миг жизни. Всегда был деятельным, хорошо руководил и преподавал, имел чутье на актерские дарования и повторял: «Талант – единственная новость, которая всегда нова». Он открыл зрителю Владимира МАШКОВА, Евгения МИРОНОВА, Сергея БЕЗРУКОВА, Андрея СМОЛЯКОВА, Валерия НИКОЛАЕВА, Ирину АЛЕКСИМОВУ, Анну ЧИПОВСКУЮ, Евдокию ГЕРМАНОВУ и Елену МАЙОРОВУ.

В США, на базе Гарварда, Табаков создал Летнюю школу Станиславского. Со спектаклем «Ревизор» пражского театра «Чиногерны клуб», где сыграл Хлестакова, посетил Венгрию, Германию, Великобританию, Австрию, Данию.

За время его руководства МХТ им. Чехова посещаемость театра выросла с 40 до 99 процентов. А за право существования своей «Табакерки» Олег Павлович боролся десять лет, и в 1986 году театр-студию официально зарегистрировали. Как режиссер Табаков снял четыре ленты: «Из записок Лопатина», «Двенадцатая ночь», «Кресло» и «Крыша».

Именно в желании заниматься всем, что ему интересно, и есть весь Табаков. По словам Марка ЗАХАРОВА, Олег Павлович был человеком многогранного таланта, он украшал жизнь всех, кто его окружал.

Все свои перипетии Табаков осветил в упомянутой уже книге «Моя настоящая жизнь». Он женился дважды. С первой женой, актрисой Людмилой КРЫЛОВОЙ («Катенька» из «Ах водевиль, водевиль. »), прожили больше 30 лет. В этом браке появились Антон (в 1960 году), и Александра (в 1966 году). У сына Антона четверо детей – Никита (тоже ресторатор) Анна (живет в Лондоне), Антонина и Мария (учатся и живут в Париже). У дочери, актрисы Александры, двое детей: Полина (театральный художник) и Яна.

Вторая жена, Марина ЗУДИНА, была студенткой Табакова. Их роман начался в середине 80-х, влюбленные тайно встречались почти 10 лет. Ни разница в 30 лет, ни мучительное чувство вины Табакова перед семьей не остановили их роман. С 1995 года Марина – его законная супруга. «Человек полноценно живет до тех пор, пока он способен дарить новую жизнь, любить женщин. А когда ты не можешь уже любить женщину, надо начинать любить природу, землю. » – шутил народный артист, а в 71 год всерьез начал новую жизнь, подарив себе и Марине дочку по имени Мария. У них с Мариной двое детей: старший, 22-летний Павел, учится, играет в театре и кино; младшей, Маше, 11 лет.

Актер не раз говорил, что пребывание на сцене для него и есть настоящая жизнь, а остальное – это или подготовка к ней, или отдых. «Театр обладает для меня огромными компенсаторными возможностями, на сцене проходит боль – головная, зубная. Даже радикулит проходит!» – высказывался Табаков и до последнего играл.

источник

Олег Табаков родился в Саратове. Его родители были врачами, но к медицине мальчика не тянуло — с ранних лет он полюбил театр и наизусть выучил репертуар местного ТЮЗа. Когда началась война — отец ушёл на фронт, работал в санитарном поезде, а мать с сыном отправились на Урал. По возращению в Саратов родители развелись, что стало для Олега сильным ударом… Оставшись без отца, он попал в компанию местной шпаны и неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы мать не отвела его в драмкружок. На прослушиваниях он педагогов не впечатлил, но его все-таки приняли и уже через несколько месяцев поняли, что не ошиблись — Олег Табаков блистал на сцене. К плохим компаниям и опасным приключениям его больше не тянуло.

Читайте также:  Острый инфаркт миокарда неотложная помощь на догоспитальном этапе

После школы Табаков поехал поступать в театральное училище в Москву. Дома его отговаривали — провинциальный юноша, три года саратовского кружка, ну куда? Наверняка провалится на экзаменах… Но его приняли сразу в два места — Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Перед МХАТом он преклонялся, поэтому выбор был очевиден. В училище чаще всего он играл спокойных положительных персонажей, и только один преподаватель разглядел в нем комедийный талант, который потом ярко проявится в его работах. В 1957 году Табаков получил диплом и тут же был принят в театр им. Станиславского.

На последнем курсе Табаков и несколько других студентов основали на базе МХАТовского училища «Студию молодых актёров» — будущий театр «Современник». Еще до получения дипломов они сыграли премьеру — спектакль «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Олега Табакова. Критики пожали плечами: «Классический МХАТ, ничего нового», а студенты приняли это за лучшую похвалу. Однако после третьего спектакля руководство МХАТа обвинило молодых экспериментаторов в попрании традиций классического театра и выгнало студию из-под своей крыши. Театр устоял, выбил себе новое здание, и «Современнику» Олег Табаков отдал почти тридцать лет.

Однажды на спектакль «Современника» пришла школьница Людмила Крылова. Стоило ей только увидеть на сцене Олега Табакова, как девушка тут же потеряла голову. Она решила, что если тоже станет актрисой, то обязательно с ним познакомится… И действительно — она окончила Щепкинское училище, стала играть в Малом театре, и однажды её пригласили на пробы в фильм «Дорога к морю», куда уже утвердили Олега Табакова. Роман вспыхнул сразу, а вскоре пара поженилась. Они прожили в браке почти 35 лет, воспитав двоих детей — Антона и Александру.

Первую роль в кино Олег Табаков получил в 1956 году — в драме «Тугой узел», но популярность ему принесли фильмы «Испытательный срок» и «Люди на мосту». Он почти сразу стал узнаваемым и любимым киноактёром, и снимался постоянно — фильмы с его участием выходили каждый год. Актёр очень молодо выглядел и долгое время режиссёры видели в нем только пылкого симпатичного мальчика. Табаков на героические роли не претендовал, но и постоянно ходить в «мальчиках» не хотел, и поэтому настоящим подарком для него стала отрицательная роль лейтенанта Крутикова в драме «Живые и мертвые».

Одной из ранних работ актёра был режиссёр-самоучка Искремас из драмы «Гори, гори, моя звезда». Эту роль должен был играть Ролан Быков, но он в то время был в немилости из-за роли в запрещённом фильме «Комиссар», и его кандидатуру худсовет отверг. Тогда режиссёр Александр Митта взял на роль Олега Табакова. Для него эта роль стала пророческой — он так же страстно относился к сцене, был художественным руководителем и основателем театров, и никогда не боялся быть новатором.

В 60-х годах Олег Табаков был одним из самых востребованных актёров. У «Современника» дежурила «мосфильмовская» машина, чтобы сразу после спектакля везти его на съёмки. Нагрузки были такими, что в 29 лет у актёра случился инфаркт… Врачи советовали оставить театр или кино, чтобы рабочий график не был настолько безумным, но молодость и азарт взяли свое — уже через месяц он репетировал спектакль «Обыкновенная история» и снимался в трёх фильмах сразу.

В 1970 году худрук «Современника» Олег Ефремов ушёл руководить во МХАТ, и Олег Табаков возглавил театр. Он стал самым молодым худруком — ему было всего 35 лет. Оказалось, что за мягкой внешностью и любовью к шуткам и розыгрышам скрывается жёсткий руководитель, который мог уволить любого выдающегося актёра, если тот срывал работу. Именно так это случилось с Олегом Далем… Он приехал на спектакль пьяным и на следующий день был уволен.

Одну из своих самых популярных ролей Олег Табаков сыграл в фильме «Мэри Поппинс, до свиданья!». Его мисс Эндрю надолго запомнилась и взрослым, и маленьким зрителям! Для полного перевоплощения в суровую леди ему даже не понадобилось сложного грима — достаточно было накрашенных губ и глаз, всё остальное сделала актёрская игра. Ему так понравился образ вредной мисс, что он освоил маникюр, хождение в туфлях и постоянно придумывал для неё новые идеи. Однажды пришёл с металлической фиксой на зубе, но режиссёр попросил её снять — в таком виде няня была похожа на уголовницу…

Мало кто знает, что мисс Эндрю была не первой женской ролью Олега Табакова. В спектакле «Всегда в продаже» он играл буфетчицу Клаву. Она, кстати, тоже была скорее отрицательным персонажем — воплощением цинизма и равнодушия. Актёр очень любил всякие розыгрыши, поэтому Клава была с ним постоянно — с пышной накладной грудью, в парике с укладкой, с макияжем на лице он шёл в кабинет и принимал посетителей. При этом сохранял каменное выражение лица и делал вид, что не понимает, почему визитёры так смущаются.

В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в легендарных «Семнадцати мгновениях весны». Неожиданно для всех начальник внешней разведки службы безопасности Третьего рейха получился… милым. Настолько, что председатель КГБ Юрий Андропов после премьеры сказал актёру, что так играть бригадефюрера СС — это безнравственно. А спустя время Табаков получил открытку из ФРГ. Её прислала племянница Шелленберга, она написала: «Спасибо за то, что были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность ещё раз взглянуть на него!». Оказывается, она смотрела «Семнадцать мгновений весны».

В середине 70-х Олег Табаков создал свою студию, которая должна была воспитывать новое поколение актёров. Отбор был жесточайшим — из нескольких тысяч желающих Табаков отобрал 49 школьников. Детям преподавали актёрское мастерство, сценическую речь и пластику, историю искусств. Чуть позже Табаков начал вести курс в ГИТИСе, куда взял всего 26 студентов, причем, восемь из них были выпускниками его студии. Попасть к Табакову было почти нереально, но среди тех, кому это удалось, оказались Игорь Нефёдов, Андрей Смоляков, Елена Майорова, Сергей Газаров. Студия стала театром, названным по фамилии руководителя — «Табакерка».

В жизни Олег Табаков был очень прямолинейным человеком и не считал нужным лукавить перед абитуриентами и учениками. Своему ближайшему другу, который был далёк от актёрской среды, он объяснял свою жёсткость так: «Нужно говорить правду, причем сразу. Иначе человек время потеряет, пока будет учиться, а потом поедет куда-нибудь третьеразрядным артистом. Зачем?». Своих коллег он тоже не щадил, и многие на него обижались. Но при этом его очень любили и знали, что он никого не оставит в беде.
Режиссёр Иосиф Райхельгауз вспоминал, что когда работал у Табакова, то влип в историю — подрался на улице за насмешку над его фамилией. От Табакова потребовали уволить драчуна, но он придумал хитрый ход — срочно собрал комсомольское собрание, принял Райхельгауза в комсомол, а на следующий день объявил режиссёру строгий выговор с позорным исключением из рядов ВЛКСМ. Этого наказания оказалось достаточно, и Райхельгауз продолжил работать.

Едва Табаков успел выпустить курс — его запретили вместе с театром. Студентам не разрешали собираться в студии, а Табакова отстранили от преподавательской деятельности. Актёра обвинили в идеологически неверном прочтении образа Павла Корчагина в одном из спектаклей… Ученики Табакова настолько прикипели душой к учителю и театру, что собирались по ночам. Через два года запрет сняли и актёр набрал новый курс, в него вошли Галина Чурилова, Алексей Серебряков, Евдокия Германова, Сергей Шкаликов, Александр Мохов и Марина Зудина.

Марине Зудиной тогда было 16 — на 30 лет меньше, чем Табакову. Она была очень уверена в себе, и знала, что хочет лучшие роли и лучшего мужа… В симпатичного преподавателя студентки влюблялись поголовно, но для Зудиной Табаков был кумиром с самого детства и, как когда-то Людмила Крылова, она очень хотела привлечь его внимание. Их роман начался, когда Зудина была на втором курсе. Это был скандальный адюльтер, который не обсуждал и не осуждал только ленивый. С первой женой Табаков развёлся только спустя 10 лет — семья не простила ему уход, жена и дети прекратили с ним общение и долгое время отказывались обсуждать эту тему с кем-либо. В браке с Мариной Зудиной у Олега Табакова появилось еще двое детей — Павел и Мария.

За свою кинокарьеру Олег Табаков снялся более, чем в ста фильмах и сыграл самых разных персонажей — вальяжного Илью Обломова из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», воришку Альхена из «Двенадцати стульев», короля Людовика XIII из «Д’Артаньян и три мушкетёра», владельца салуна Гарри МакКью из «Человек с бульвара Капуцинов», алкоголика Суходрищева из «Ширли-мырли», а в фильме «Президент и его внучка» ему досталась роль Президента. А одну из своих самых ярких ролей он даже не сыграл, а озвучил — Матроскин в мультфильме «Трое из Простоквашино» прочно ассоциируется с голосом Олега Табакова. Придумывая манеру речи для Матроскина, Олег Табаков вспоминал голоса двух людей — своего старшего сына Антона и отца первой жены, актрисы Людмилы Крыловой.

В 2000-го года Олег Табаков возглавил МХТ им. Чехова, снова сменив на посту Олега Ефремова. Театр пришлось поднимать почти с нуля — за предыдущее десятилетие зрители перестали ходить на спектакли, количество постановок было катастрофически мало, среди актёров были пьющие и неуважающие мхатовские стены. Табаков начал приводить в порядок бухгалтерию, искать новых авторов, привлекать молодых режиссёров, собрал новую сильную труппу, среди которой были Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ирина Пегова, Николай Чиндяйкин, Дарья Мороз, Анатолий Белый и другие теперь уже известные и популярные актёры. И очень скоро в кассы стали выстраиваться огромные очереди.

О своих принципах актёр говорил: «Надо иметь смелость не карьеру делать, а реализовать себя. Вот и все. Жить не по лжи. Жить по совести… Много мне добра сделали, надо и совесть иметь, по возможности возвращать, отвечать добром на добро». Олега Табакова не стало 12 марта 2018. Художественным руководителем «Табакерки» стал Владимир Машков — один из его самых талантливых и любимых учеников.

источник

Советский и российский актер театра и кино, режиссер, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Олег Табаков родился в Саратове в семье врачей. Занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников. В 1953 году поступил в Школу-студию МХАТ (курс В.О. Топоркова).

В 1957 О.Н. Ефремов создал «Студию молодых актеров», преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Олег Табаков был одним из основателей нового театра, и его первой ролью там стал студент Миша в легендарном спектакле Ефремова «Вечно живые». После этого были работы в постановках: «В поисках радости», «Пять вечеров», «Голый король», «Четвертый», «По московскому времени», «В день свадьбы» и других. Роли, сыгранные актером в 50-е и 60-е годы на сцене «Современника», стали знаковыми для всего искусства времен оттепели.

Актер служил в «Современнике» до 1983 года. С 1970 по 1976 год Табаков был директором театра.

С 1983 года Табаков – актер МХАТа. После разделения театра в 1987 году остался в МХТ им. Чехова. В 2001 году был назначен художественным руководителем МХТ им. Чехова. Благодаря ему театр снова обрел статус одного из ведущих театров страны с актуальным репертуаром и модными режиссерами. К слову, именно Табаков в 2002 году пригласил молодого Кирилла Серебренникова поставить пьесу братьев Пресняковых «Терроризм», открыл московской публике питерского режиссера Юрия Бутусова и стал работать с Константином Богомоловым.

  • Сальери – «Амадей»
  • Он – «Скамейка»
  • Нил Федосеевич Мамаев – «На всякого мудреца довольно простоты»
  • Голощапов – «Серебряная свадьба»
  • Хайль Маер – «Юристы»
  • Сорин – «Чайка»
  • Лебедев – «Иванов»
  • Бутон – «Кабала святош»
  • Фамусов – «Горе от ума»
  • Мольер – «Кабала святош»
  • Нильс Бор – «Копенгаген»
  • Прибытков – «Последняя жертва»
  • Тартюф – «Тартюф»
  • Морис – «Юбилей ювелира»
  • Бургомистр – «Дракон»

В 1987 году был основан московский театр-студия под руководством Олега Табакова, расположившийся на месте бывшего угольного склада на улице Чаплыгина. В труппу театра вошли актеры с курса Табакова, набранные в 1982 году: Марина Зудина, Сергей Беляев, Алексей Серебряков, Сергей Шкаликов, Александр Мохов, Евдокия Германова и другие.

  • Меер Вольф – «Матросская тишина»
  • Петр Адуев – «Обыкновенная история»
  • Херб Таккер – «Я хочу сниматься в кино»
  • Талейран – «Ужин»
  • Иван Коломийцев – «Последние»
  • Анчугин – «Анекдоты»
  • Леоне Саваст – «Сублимация любви»
  • Иван Жуков – «Комната смеха»
  • Эндрю Лэд III – «Любовные письма»
  • Лука – «На дне»
  • Серебряков Александр Владимирович – «Дядя Ваня»
  • Плюшкин – «ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Граф Альмавива – «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • доктор Дорн – «Чайка»
  • Степан Алексеевич Судаков – «Год, когда я не родился»
  • доктор Дорн – «Чайка» (новая редакция)

Табаков дебютировал в кино в 1956 году, исполнив роль молодого коммуниста Саши Комелева в картине «Тугой узел» по повести Владимира Тендрякова. После этого были роли в картинах: «Дело «пестрых», «Люди на мосту», «Испытательный срок», «Молодо-зелено», «Строится мост», «Выстрел» и многих других.

Всенародную известность Олегу Табакову принесли роли в картинах: «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Достояние республики», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Ах, водевиль, водевиль…», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Москва слезам не верит», «Человек с бульвара Капуцинов» и многие другие. Всего фильмография актера насчитывает более 200 работ в кино. Олег Павлович работал с Сергеем Бондарчуком, Григорием Чухраем, Кирой Муратовой, Александром Миттой, Никитой Михалковым и другими мэтрами отечественного кино.

Олег Табаков был женат дважды. Первой женой артиста была актриса Людмила Крылова. В этом браке родились сын Антон (1960) и дочь Александра (1966).

В 1995 году Табаков женился во второй раз, его избранницей стала молодая актриса Марина Зудина. В семье двое детей: сын Павел (1995) и дочь Мария (2006).

источник