Меню Рубрики

Голос есть а речи нет при инсульте

Больной после инсульта нуждается в реабилитации

Человеку после инсульта необходимо все силы направить на восстановление своего здоровья независимо от причины болезни. После медикаментозного лечения реабилитация полностью зависит от степени тяжести инсульта и состояния больного.

Специалисты определяют какие участки мозга повредились и составляют индивидуальную программу реабилитации. Одним из самых распространенных постинсультных расстройств является нарушения речи. Обычно оно появляется вместе с дефектами физической двигательности.

Речевые расстройства могут быть разных видов и проявляются индивидуально. Поэтому для их восстановления подбирают специальные методики, которые применяются на практике сразу после разрешения лечащего врача.

Степень нарушения зависит от пораженной зоны мозга. Для пациента восстановление речи очень тяжелый процесс, поскольку теряется его адаптация в социальной среде, прежние привычки и коммуникативные навыки. Для того, чтобы вернуть нормальную способность говорить понадобится больше времени, чем на нормализацию физических способностей человека. Даже при ее сохранении после инсульта, возможны повреждения, которые требуют медикаментозного лечения и других методов их исправления.

Чтобы понять, как можно вернуть речь после инсульта, необходимо разобраться в видах ее нарушения. У человека, перенесшего инсульт, речевые нарушения могут быть следующие:

  1. Афазия. Человек теряет функции речи из-за поражения левого полушария мозга.
  2. Дизартрия. Нарушен речевой аппарат. Поражается произносительная постановка голоса, артикуляция, ритм и образование голоса.

Афазия подразделяется на следующие виды:

  1. При моторной афазии человек с трудом произносит некоторые звуки и буквы, но в целом окружающие его понимают. В случае тяжелой стадии поражения речи пациент не разговаривает, трудно произносит даже звуки, а ее восстановление невозможно.
  2. Во время сенсорной афазии нарушается понимание речи пациентом. Слух и голос сохраняются, но человек теряет понимание того, что он говорит. Речь теряет смысл и наполнена пустыми словами.
  3. Афазия смысловая характеризуется тем, что человек не понимает значение простых предметов. Например, он не знает, что из чашки можно пить воду, а ложкой есть еду.
  4. При тотальной афазии больной теряет способность говорить и произносить любые звуки.

Упражнения по восстановлению произношения лучше проводить одновременно с приемом лекарственных средств для кровообращения головного мозга. Вместе с логопедическими занятиями проводят массажные процедуры и физические упражнения. Важным моментом после инсульта является помощь и поддержка близких людей человека. Они должны стимулировать речь разговорами, чтением книг для пациента и совместным просмотром телевизора.

После инсульта у людей часто наблюдается дисфония. Это могут быть частичные нарушения голоса. Из-за изменений в коре головного мозга, возникают расстройства тембра, силы голоса. Дисфония характеризуется чувством комка в горле, боли и дискомфорта.

Для лечения афазии разработаны различные методы

В каждом виде афазии применяют разные методы ее лечения.

Восстановление речи с помощью логопедов. Если степень афазии не тяжелая, то логопедической упражнения совместно с медикаментозной терапией дают прекрасные результаты. Занятия проводят, чтобы привести в активность правое полушарие мозга. С помощью постоянных тренировок можно восстановить речь, но этот процесс очень длительный.

В более сложных случаях используют хирургический метод. С помощью операции улучшается кровоснабжение поврежденных участков головного мозга.

Физиотерапевтические методы с применением приборов, особенно эффективны при моторной афазии.

Рефлексотерапия с применением иглоукалывания, которое улучшает обмен веществ в организме и кровоснабжение мозга.

Чтобы пациент смог выговаривать слова, понадобится работа с навыками нижней челюсти. Нужны занятия с логопедом по восстановлению функции глотания, медикаментозная терапия и комплекс упражнений с языком. Например, поочередно расслаблять и напрягать высунутый язык, делать им круги и выполнять упражнения для губ и мышц челюсти.

Перед началом лечения надо знать, что этим должен заниматься только специальный доктор афазиолог или фониатр. Его методы работы отличаются от упражнений для развития речи у детей. Также терапию лучше проводить в течение первых месяцев после болезни, иначе процесс может усложниться. Заниматься стоит не реже 3 раз в неделю, а для лучшего результата их стоит проводить каждый день. Время на упражнения в начале не должно быть больше получаса, чтобы больной не переутомлялся. Лечение должно разделяться на работу с логопедом и на самостоятельные занятия.

Суть занятий по возвращению речевых функций пациента заключается в повторении несложных звуков и слов. Повтор каждого осуществляется до 10 раз:

Максимально высунуть язык, при этом издавая шипение подобно змее. Вытягивать шею и задержаться в таком положении три секунды, затем отдохнуть и повторить снова.

Логопедами разработаны специальные упражнения

  1. Показывать все свои зубы. Можно упражнение делать без звука.
  2. Широко улыбаться, не показывая зубы.
  3. Подобно звуку цоканья копыт лошади, дотрагиваться зыком до неба.
  4. Пытаться дотянуться кончиком языка к носу, а затем к подбородку.
  5. Дотянуться до подбородка верхней губой.
  6. Сложить губы в колечко.
  7. Свернуть язык в трубочку и высунуть его.
  8. Чмокать губами, как при воздушном поцелуе.
  9. Сложить губы в виде рупора и попробовать потрубить ими.

Поочередность выполнения упражнений любая.

Вместе с логопедическими упражнениями пациента следует учить письму и чтению, потому что они способствуют развитию речи. Если правая рука сильно повреждена, то надо учиться писать левой.

Упражнения для восстановления нужно делать не только в стационаре, но и дома

Занятия специалисты рекомендуют проводить дома. В домашней атмосфере человек сможет быстрее расслабиться и сосредоточено выполнять все задания логопеда. Близким не нужно присутствовать при выполнении упражнений, потому что это может отвлечь его внимание. Родственникам стоит всегда оказывать больному поддержку и хвалить его за малейшие результаты. Им не стоит разговаривать при нем о сложных моментах ухода за пациентом.

Первое занятие доктор начинает с детального осмотра больного. Чтобы выбрать комплекс упражнений, врачу необходимо определить реакцию человека после инсульта на тихий голос, шепот. Первые упражнения должны быть достаточно простые для человека, чтобы он смог их выполнить без больших усилий. Далее занятия усложняются. Лучше их проводить в форме беседы. Заниматься нужно регулярно, особенно в первые годы после нарушения мозгового кровообращения, тогда процесс выздоровления происходит быстрее и легче. Наибольший эффект как правило проявляется в первые 6 месяцев.

Если человек занимался пением до болезни, то хорошие результаты будут после использования этого навыка с помощью доктора. Тексты песен лучше петь знакомые и понятные больному. Также полезно приговаривать скороговорки, если пострадавшему это под силу.

Логопеды успешно используют метод рисования и карточки с нарисованными предметами, чтобы восстановить речь у людей с сенсорной афазией. Пациенту показывают изображенный предмет, а затем он пытается его повторить в своем рисунке.

Родственники должны понимать, что нарушения голоса не являются психическими расстройствами даже тогда, когда человек произносит слова без смысла. В большинстве случаев больной прекрасно понимает окружающих. Но даже если это не так, нельзя игнорировать человека. Во время беседы нельзя повышать голос, потому что нарушение речи не является глухотой. Люди после инсульта также чутко реагируют на разный шум, поэтому лучше устранить посторонние звуки при разговоре. Речь собеседника должна быть медленной, разборчивой, а голос спокойным.

Очень плохо на пациента влияет отсутствие общения с людьми. Близким нужно спрашивать мнение пострадавшего, заводить при нем беседы с его участием. Разговаривать с человеком нужно на равных и больше слушать его. Людям после инсульта очень тяжело высказаться и объяснить, что им нужно.

Как восстановить речь после инсульта должны знать все близкие люди больного человека. Важно, чтобы человек не чувствовал себя тяжелой обузой для родных. Только при наличии необходимых знаний, терпения и усилий можно максимально восстановить речь. С помощью положительного настроя можно добиться хороших результатов.
Возможно вам также будет полезна информация про имплантация зубов.

источник

Острое расстройство мозгового кровообращения вызывает серьезные последствия. При инсульте нередко возникает нарушение речи. Почему развивается эта патология, какими способами можно с ней справиться? Об этом подробнее в обзоре методов помощи пациенту в стационаре и домашних условиях.

Отсутствие питания мозга, вызванное разладом кровоснабжения, вызывает сбой функций организма. Нарушение речи возникает, когда кровь не поступает в отвечающие за нее области, в них происходит атрофия тканей. Мозг имеет две речевые зоны, расположенные у правшей в левом полушарии. Одна из них – моторная (центр Брока) – имеет особенности:

  • отвечает за язык жестов, воспроизведение письменной, устной речи;
  • подает сигналы, которые приводят в движение мышцы, отвечающие за произношение звуков;
  • она расположена в третьей лобной извилине;
  • образует передний речевой центр.

Вторая зона – сенсорная (центр Вернике). Для нее характерны такие свойства:

  • расположена в заднем отделе верхней височной извилины;
  • отвечает за построение предложений из отдельных слов;
  • хранит информацию, благодаря которой речь воспринимается осмыслено;
  • образует задний речевой центр;
  • имеет связь с функциями слуха, памяти, опознавания объектов.

Существуют еще две области, влияющие на речевые нарушения – это зрительная кора, отвечающая за возможность чтения слов, и слуховая, помогающая воспринимать и распознавать звуки. При инсульте из-за близкого расположения этих зон нередко происходит поражение сразу нескольких участков, отвечающих за речь. Опасность в том, что атрофия клеток мозга – необратимый процесс. Для восстановления нарушения речи при инсульте необходимы:

  • возможность выполнения речевых функций неповрежденными участками мозга;
  • желание больного восстановиться;
  • длительный период.

Медики отмечают особенности строения мозга левшей. У них отсутствие речевых функций при инсульте может возникнуть при поражении любого из полушарий. При этом левостороннее расстройство будет переноситься легче, симптомы сглажены. Это объясняется локализацией у левшей речевого центра:

  • в 20% случаев он располагается справа;
  • у 60% – слева;
  • у 20% – между двумя полушариями.

Когда нарушение кровообращения при инсульте задевает речевые зоны коры головного мозга, у человека возникают проблемы коммуникации. Появляется сложность произношения, формирования мыслей в слова. Выделяют такие разновидности речевых расстройств:

  • Дизартрия – невнятная речь после инсульта, вызванная нарушением подвижности мышц лица, отвечающих за артикуляцию.
  • Афазия – заболевание, сопровождающееся полной или частичной потерей речи.
  • Диспраксия – расстройство функций движения и координации мышц лица при их нормальном тонусе, вызывающее невнятное произношение.

Когда у человека инсультом поражена правая часть тела, у него нарушается способность понимать и использовать слова. Такой вид расстройства называется афазия. Специалисты выделяют несколько категорий состояния человека при потере речевых функций:

  • экспрессивная – пациент знает, что хочет сказать, но ему трудно подобрать слова;
  • номинальная – человек использует названия мест, событий, но делает это с трудом;
  • рецептивная – больной слышит, но смысл сказанного ему непонятен.

Афазия при инсульте не влияет на интеллект, а является сложным расстройством. В зависимости от участка повреждения мозга различают ее разновидности – сенсорную и моторную. В первом случае – это центр Вернике, патология плохо поддается восстановлению. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • произносит отдельные слова, но не получается вести диалог;
  • имеет способность читать заголовки газет, но остальной текст не воспринимает;
  • возникает ощущение, что люди говорят на иностранном языке, которого он не знает;
  • может писать, а прочитать, что получилось, не удается.

При моторной афазии происходит поражение зоны Брока. В этой ситуации возможна полная реабилитация речи. Наблюдаются такие виды расстройства:

  • есть понимание обращенных слов, желание сказать, но говорить не получается;
  • наблюдаются противоположные смыслы при ответах «да» и «нет»;
  • отзыв на любой вопрос дается набором слов;
  • повторяется несколько раз один звук;
  • в коротких предложениях могут пропускаться ключевые слова;
  • говорится не то, что хотелось.

В случае акустико-мнестической формы афазии происходит ухудшение слухоречевой памяти, при этом чтение и письмо сохраняются. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • слова повторяются многократно;
  • сложно выполняется устный счет;
  • теряется смысл прочитанного вслух текста;
  • нарушается понимание переносного значения слов;
  • затрудняется пересказ вследствие невозможности запомнить информацию;
  • не понимаются обращенные к нему слова.

Выделяют такие разновидности афазии, отличающиеся по симптомам:

  • Динамическая – характеризуется нарушением структуры и смысла текста, спонтанными высказываниями. Происходит искажение процесса мышления, больному сложно построить предложение в уме и воспроизвести его вслух.
  • Амнестическая – отличается тем, человек говорит, но не может вспомнить отдельные слова.

Самое тяжелое нарушение речи при инсульте – тотальное, при котором происходит смешивание нескольких типов расстройства. Эта разновидность афазии редко вылечивается. У пациента могут возникнуть такие проблемы:

  • сложность написания, чтения, понимания слов и их воспроизведения;
  • трудность формирования предложений;
  • способность к пропусканию слов;
  • серьезные затруднения при общении.
Читайте также:  Центр реабилитации после инсульта таганка

У пациента из-за паралича после инсульта может появиться парез речевых мышц. Дизартрия – потеря речи, вызванная этой причиной. Такое состояние хорошо поддается лечению. Пациент понимает разговор, может считать и писать, но речь у него невнятная. Медиками приняты 4 стадии дизартрии:

  • первая – легкая – нарушение выявляет только специалист;
  • вторая – речь толковая, хотя есть дефекты произношения;
  • третья – разговор неразборчив, непонятен окружающим;
  • четвертая – тяжелая – способность произносить слова отсутствует полностью.

Дизартрия после инсульта появляется, когда возникает слабость мышц, которые используются для воспроизводства голоса, управления дыханием при разговоре, движения рта, губ, языка. При этом у пациента не нарушена способность понимать других людей, находить слова, которые нужно сказать. В случае дизартрии возможны такие проблемы:

  • сложность говорить длинными предложениями, если нарушен контроль дыхания;
  • тихие, невнятные, замедленные звуки голоса;
  • отсутствие четкого произношения;
  • трудность восприятия речи больного.

Дизартрия развивается при поражении корковой, мозжечковой и подкорковой зоны головного мозга. Выделяют два вида этого патологического состояния:

  • Бульбарный – отличается невнятной артикуляцией, спровоцированной атонией мышц ротовой полости. Все согласные выражаются одним щелевым звуком.
  • Псевдобульбарный – характеризуется нарушением движения языка. Слова говорятся невнятно, смазано, произношение звуков происходит с носовым оттенком.

Потеря речи при инсульте может быть вызвана нарушением движения и координации мышц, необходимых для воспроизведения звуков. Это состояние называется диспраксией. При этом у пациента иногда возникают такие проблемы:

  • паралич мышц отсутствует, но они не работают в правильном порядке, чтобы выговаривать слова;
  • сложно произнести даже отдельные звуки;
  • невозможно четко говорить, особенно если об этом просят.

Восстановительные мероприятия проводятся с участием невропатолога, логопеда, реабилитолога. Пациенту составляют программу в зависимости от характера нарушений. Терапия должна начаться с первых дней, когда пациент пришел в сознание. На эффективность лечения оказывают влияние такие факторы:

  • обширность зоны поражения – чем больше, тем процесс восстановления сложнее;
  • полнота реабилитационных мероприятий;
  • желание больного возобновить возможность говорить;
  • разновидность афазии – моторная исправляется быстрее, сенсорная – нередко имеет необратимую форму.

Существуют рекомендации по проведению восстановительных мероприятий при речевых нарушениях:

  • При острой стадии, до трех недель, интенсивные методики не рекомендуются. В это время возможно восстановление функций на физиологическом уровне.
  • Подострый период – от трех недель до года – предполагает активные занятия с пациентом медицинских работников и родственников.
  • Хроническая стадия – свыше 12 месяцев – реабилитация еще возможна, но требует больших усилий.

Процесс воссоздания разговорных навыков занимает длительное время. Это связано с тем, с что повреждены нейроны, отвечающие за речь. Нужно, чтобы здоровые участки мозга перестроились на выполнение их функции. Для восстановления требуется комплекс мероприятия, включающий:

  • групповую терапию;
  • занятия с логопедом;
  • физиопроцедуры;
  • медикаментозное лечение;
  • арт-терапию (музыку, пение, рисование);
  • физические упражнения;
  • массаж;
  • работу с картинками;
  • дыхательную гимнастику;
  • альтернативный способ – лечение стволовым клетками;
  • хирургическое вмешательство.

Потеря возможности говорить при инсульте лечится с применением лекарственных препаратов. Их действие направлено на улучшение состояния пациента, нормализацию обменных процессов в головном мозге. Невропатолог назначает такие медикаментозные средства:

  • антиагреганты, предотвращающие склеивание тромбоцитов – Тиклид, Аспирин;
  • препараты, восстанавливающие кровообращение – Церебролизин, Глицин;
  • антикоагулянты, уменьшающие риск возникновения тромбов – Финилин, Гепарин;
  • ноотропы, восстанавливающие метаболизм – Пирацетам, Цераксон.

Для больного потеря речевых функций становится серьезным испытанием, сопровождается нервными срывами, депрессивным настроением. Нередко человек в таком состоянии отказывается от восстановительной терапии. В этом случае врачи ему назначают:

  • антидепрессанты – Гидазепам, Адаптол;
  • снотворные с седативным действием – Феназепам, Золпидем;
  • успокоительные – валериану, Персен.

По наблюдениям специалистов медикаментозные средства оказывают такое влияние на восстановление речевых функций после инсульта:

  • Декстроамфетамин, Пирацетам – ускоряют реабилитацию в комбинации с речевыми упражнениями.
  • Донезепил – помогает восстановлению при тотальной форме афазии.
  • Мемантин – совместно с восстановительными физическими упражнениями, занятиями с логопедом, улучшает регенеративные процессы при афазии.

Хирургическое лечение при речевых нарушениях после инсульта используется редко. Показаниями являются отсутствие результатов от других методов восстановления, безнадежные ситуации. Возможны такие методы оперативного вмешательства:

  • Установка стента в сонную артерию для нормализации кровообращения при ишемической форме инсульта.
  • Воздействие на речевые центры с целью улучшения функционирования нервных тканей.
  • Формирование новых соединений между отделами головного мозга, ответственными за речь и здоровыми сосудами. Метод сложный, недостаточно эффективный.

Период восстановления речевых функций занимает много времени. Он может продолжаться до пяти лет. Чтобы добиться результатов, для этого необходимо создать условия, которые включают:

  • спокойную обстановку;
  • исключение стрессовых ситуаций;
  • заинтересованность больного в результатах;
  • постоянное общение с пациентом;
  • продолжительные разговоры даже при отсутствии реакции пострадавшего;
  • последовательность выполнения всех мероприятий.

Реабилитационный период включает несколько этапов. Каждый из них может иметь различную продолжительность по времени. Нарушение речи при инсульте включает постепенное возвращение таких способностей:

  • правильное проговаривание звуков, слов;
  • понимание речи;
  • составление предложений;
  • произношение осмысленной речи;
  • совершенствование результатов.

Восстановительный процесс пойдет быстрее и будет отличаться эффективностью, если привлечь к нему специалистов – невропатолога, логопеда. Желательно придерживаться таких правил:

  • чередовать активные занятия с отдыхом;
  • не допускать перенапряжения пациента;
  • сочетать физические упражнения, занятия с логопедом, прослушивание речи, просмотр телепередач;
  • продолжительность упражнений увеличивать постепенно, начиная с нескольких минут, доведя через месяц до одного часа.

Выбор методик восстановления происходит в зависимости от степени нарушения речевых функций, состояния пациента. Тактика лечения подбирается индивидуально. Занятия с логопедом начинаются в стационаре, третья часть больных может выписаться с восстановленной речевой функцией. Применяются такие методики лечения:

  • при трудности закончить предложение предлагается пение;
  • в случае сенсорных нарушений используются наглядные материалы, карточки, жесты, рисование.

Логопед применяет такие методы восстановления речевых функций после инсульта:

  • совместно договаривает окончания предложений;
  • больной подтверждает соответствие слова картинке;
  • пациент повторяет фразы, необходимые в быту;
  • при дизартрии врач показывает правильные движения языка, губ;
  • при моторной афазии пациент производит поиск подходящих рифмованных слов, комментирует картинки;
  • для тренировки артикуляции вместе читают скороговорки;
  • больной заучивает отрывки текста.

Потеря речи после инсульта требует разнообразных методов лечения. Для восстановления больных используют физиотерапию. Ее задача – корректировка артикуляции, стимулирование мускулатуры, управляющей произношением слов. Неврологи назначают такие процедуры:

  • массаж мимической мускулатуры лица, языка;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию, активизирующую клетки мозга при помощи переменного магнитного поля;
  • иглорефлексотерапию, улучшающую функционирование речевого аппарата;
  • электромиостимуляцию, воздействующую на мышцы, участвующие в артикуляции.

Мозг контролирует все функции организма. При кровоизлиянии в определенные зоны может произойти онемение языка, парез речевых мышц. Для восстановления функций применяются методики, активизирующие кровообращение, расслабляющие спазмированные участки полости рта, отвечающие за артикуляцию. Медики используют такие способы лечения:

  • массаж активных точек;
  • механическое воздействие на мышцы;
  • дыхательную гимнастику.

Важную роль играют упражнения для челюстей, языка, губ, направленные на тренировку речевых мышц. Каждое повторяют по 10 раз. Комплекс гимнастики включает такие упражнения:

  1. Облизать губы по часовой стрелке, начиная с верхней, повторить в другую сторону.
  2. Выполнить воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмокающим звуком.
  3. С напряжением захватить верхней челюстью нижнюю губу, удержать 5 секунд.
  4. Закрыть рот, языком потянуться к небу.
  5. Вытянуть вперед шею, высунуть язык, зафиксировать положение на три секунды.
  6. Захватить нижней челюстью верхнюю губу, удержать.

Чтобы лечение прошло результативно, врачи дают свои рекомендации. Их использование в домашних условиях может привести к ускорению процесса восстановления речевых функций. Для общения с больным человеком необходимо:

  • говорить медленно;
  • не повышать голос;
  • поддерживать постоянный зрительный контакт;
  • давать пациенту время для ответа – спешка может вызвать негативную нервную реакцию;
  • обращать внимание на то, что человек говорит;
  • не поправлять слова, предложения, пока не попросят.

Близкие люди должны помнить – при речевом нарушении у пациента интеллект остается неизменным. Во время домашних занятий нужно учесть такие моменты:

  • желательно использовать короткие предложения;
  • лучше задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • не следует быстро менять тему занятий;
  • не стоит притворяться, что поняли сказанное, если это не так;
  • необходимо использовать визуальные приемы общения – жесты, карточки, предметы;
  • важно убрать отвлекающие факторы – музыку, радио;
  • стоит использовать ручку, бумагу, компьютер, чтобы облегчить понимание.

При общении с больным, имеющим речевое расстройство, терпения нужно набраться пациентам и близким людям. Восстановление в домашних условиях можно проводить с помощью таких методик:

  • выполнения дыхательной гимнастики;
  • проведения упражнений лечебной физкультуры;
  • проговаривания скороговорок;
  • игры в шахматы, шашки;
  • написания текстов;
  • разгадывания кроссвордов;
  • разучивания песен;
  • чтения стихов вслух;
  • игры в слова;
  • пения.

Использование натуральных продуктов для лечения пациента, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения, должно стать частью комплексной терапии. Для снятия психоэмоционального напряжения, мешающего заговорить после инсульта, рекомендуют проводить водные процедуры с хвоей. Для этого потребуется:

  1. Набрать в ванну воду с температурой 40 градусов.
  2. Добавить 5 капель масла кедра или сосны.
  3. Продолжительность сеанса 15 минут.
  4. Курс лечения – 20 ванн через день.

Ускорить процесс выздоровления при нарушениях речи поможет настойка из нераскрывшихся сосновых шишек. Принимают ее по чайной ложке трижды за день в течение месяца. По рецепту необходимо: шишки вымыть, наполнить ими банку и залить водкой. Оставить средство на 2 недели в темном месте, перед употреблением процедить. Целители рекомендуют пациентам после инсульта принимать состав, включающий мумие. По рецепту необходимо:

  1. Отжать 150 мл сока алоэ.
  2. Добавить 5 грамм мумие.
  3. Принимать утром и вечером по чайной ложке.
  4. Курс –10 дней.
  5. Повторение после четырехдневного перерыва.

Специалисты не дают гарантий полного восстановления речи после инсульта. Это зависит от множества факторов. Важную роль играют такие моменты:

  • степень поражения головного мозга;
  • способности организма к регенерации;
  • желание, терпеливость, упорство пациента, чтобы восстановиться;
  • локализация очага поражения;
  • наличие подходящих условий для реабилитации.

Более благоприятный прогноз к восстановлению речевых функций имеют пациенты с левосторонним параличом. Чем сильнее произошло повреждение структур мозга, тем больше времени понадобится на реабилитацию. Шансов на полное устранение проблемы в этом случае меньше. При отсутствии лечения вероятность, что пациент будет говорить, составляет 15%. Если соблюдать все предписания врачей, проводить реабилитационные мероприятия, даются такие прогнозы на восстановление речи после инсульта:

  • при тяжелой форме – 55%;
  • в случае средней степени – 76%;
  • при легкой форме – 92%.

Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

источник

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов. Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже. И по ссылке.

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии. Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние. Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

За речевой аппарат отвечают отделы коры головного мозга, при наступлении инсульта, в первую очередь страдает речь, происходят расстройства нарушение речи, которых существует несколько видов:

Когда пopaжается пoдкopкoвая cтpуктуpа гoлoвнoгo мoзгa, возникает дизартрия . При этом нapушается пpoизнoшeние cлoв, в связи с расстройством peчeвoгo дыxaния, apтикуляции, интoнaции, фoнeмaтичecкoгo cтpoя. Именно поэтому разобрать, что говорит пострадавший весьма тяжело. При этом нaблюдaeтcя пoвышeние cлюнooтдeлeния, зaмeдлeннoе пpoизнoшeние, а за счет того, что мышцы лицa мeнee пoдвижны, произносимые звуки искажаются и становятся невнятными. Но больной, при этом, понимает речь, может писать и читать.

Дизapтpия делется на: мозжечковую, подкорковую, бульбарную.

Когда гoлoвнoй мoзг пoлучaeт нeдocтaтoчно нepвного импульcа, то возникает афaзия . Во время протекания этого заболевания речевая деятельность нарушена полностью или частичо, пpи этом слух и артикуляция сохранены. B зaвиcимocти oт того какая часть головного мозга поражена афазию делят на несколько типов, об этом читайте в следующей главе.

Читайте также:  Народные рецепты от геморрагического инсульта

Понятие и разновидности афазии:

Тотальная афазия — полное отсутствие речи, больной не понимает, что происходит вокруг и не узнает близких.

Моторная афазия — пациент произносит речь в виде отдельных звуков, при этом все понимая.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) — больной воспринимает родной язык как чужой и абсолютно его не узнает и не понимает.

Семантическая афазия — пациент понимает только простые предложения, без синонимов и различных оборотов речи.

Амнестическая афазия — Пациенту тяжело определить как называются предметы вокруг него.

Динамическая афазия — больной не может произнести длинную фразу и текст, не может построить план предложения и высказать его.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга. Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи. При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Физиотерапевтические процедуры. Электростимуляция голосовых связок, ее назначают при моторной афазии. Также используется терапия при помощи иглорефлексии.

Функциональное биоуправление — осуществляется визуальным контролем над речью .

Использование лекарственных препаратов, благодаря чему препятствуется образование осложнений и улучшается кровообращение.

Обучение больного, который перенес инсульт, заново учить слова. Для начала восстанавливают навык работы рта и подвижной челюсти. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

— гимнастика для языка (напряжение и расслабление языка, прижатие языком зубов и выполнение круговых движений).

— логопедические занятия (врач-логопед назначит мероприятия по восстановлению функции глотания).

источник

Восстановление речи после инсульта – одна из важнейших задач при реабилитации больного. Важно не откладывать этот процесс на потом: чем позже начать, тем меньше шансов на успех. И лучше, если к восстановлению речи у больного сразу подойти грамотно.

В этой статье мы рассмотрим необходимые этапы реабилитации и все способы как восстановить речь после инсульта, которые при этом возможны.

Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.

Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.

Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.

В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.

Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:

  • Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
  • Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
  • Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
  • Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

Как же вернуть речь после инсульта? Сразу же после первой необходимой помощи больному, важно обратиться к логопеду.

Только этот специалист сможет правильно оценить степень повреждения речи и составить эффективный комплекс мер для ее восстановления. Главная задача такого комплекса: восстановить речевое дыхание, голос, артикуляцию, интонацию, тембр.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Не стоит заниматься самолечением в этом случае. Только после показанных логопедом упражнений и массажей, можно будет регулярно выполнять их самостоятельно в домашних условиях при помощи родных.

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

  • Главная задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
  • Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
  • Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
  • То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
  • Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками. Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные. Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
  • Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
  • Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.
Читайте также:  Задачи и методика лфк при инсульте

Часто бывает так, что человеку, перенесшему инсульт, сложно говорить, но он может петь. Тогда все логопедические упражнения со звуками, слогами, словами выполняются как песня.

На биологически активные точки на лице производятся определенным образом воздействия.

При введении таких клеток в пораженные ткани можно добиться восстановления их целостности.

Такой способ используют в основном при моторной афазии. Таким образом, корректируют речевую деятельность у человека.

И в заключение хочется подчеркнуть наиболее важные моменты, о которых нельзя забывать при восстановлении речи у больного после инсульта:

  • Это быстрое реагирование на проблему и не откладывание мероприятий по реабилитации на потом,
  • умеренность во всем,
  • постепенное увеличение нагрузок при занятиях,
  • обязательное обращение к логопеду, а возможно и к дефектологу,
  • строгое выполнение всех их предписаний,
  • огромное терпение и создание максимально доброжелательной атмосферы в доме.

Инсульт – серьезное заболевание, но при таком подходе его гораздо легче одолеть.

источник

Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.

  • легкая степень, при которой нарушение может распознать только специалист;
  • степень, при которой существуют некоторые дефекты в произношении, но речь понятна окружающим;
  • степень, при которой речь неразборчива, непонятна окружающим;
  • тяжелая степень, которая характеризуется отсутствием речи.

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

  1. Экспрессивная афазия. Человек знает, что хочет сказать, но не может подобрать слова;
  2. Рецептивная афазия. Человек слышит, но не может понять смысл слов;
  3. Номинальная афазия. Наименее тяжелая форма, при которой пациенты с трудом используют правильные названия объектов, событий, мест;
  4. Глобальная афазия. Наиболее тяжелая форма, которая наносит ущерб на языковые зоны мозга. Человек не способен воспроизводить и понимать речь, читать и писать.

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:

  1. Слабость в лице и конечностях. О данном симптоме может свидетельствовать асимметрия лица, неровная улыбка. Человек не в состоянии поднять руки. Происходит онемение одной из сторон тела.
  2. Трудности при ходьбе или потеря координации. При инсульте человек может потерять равновесие и устойчивость. Это возникает из-за того, что поток крови к мозгу блокируется или уменьшается.
  3. Спутанность речи. Этот признак трудно не заметить. Внезапное замешательство или невнятная речь – один из важных симптомов того, что человек страдает инсультом.
  4. Внезапная потеря зрения или нечеткость зрения. Как правило, при инсульте человек испытывает частичную потерю зрения. Другими словами, нарушается некоторое периферийное зрение на оба глаза.
  5. Головокружение. Если головокружение возникает и не исчезает, а также, если это сопровождается потерей координации, трудностями в общении и при ходьбе, это следует считать признаком инсульта.
  6. Сильная головная боль. Головная боль может появляться время от времени у каждого человека в результате стресса, тревоги, усталости. Насторожить должна внезапная сильная головная боль, которая появляется из ниоткуда. Такой симптом часто является спутником инсульта геморрагического типа. В этом случае боль может сопровождаться рвотой.
  7. Усталость. Усталость является постоянным симптомом людей, страдающих инсультом. Хотя каждый человек чувствует усталость в какой-то момент, например, после напряженного трудового дня или в результате плохого сна. Чувство истощения и переутомления, которые не проходят даже после полноценного отдыха, могут представлять собой признак инсульта.
  8. Потеря глотательного рефлекса. Снижение или потеря глотательного рефлекса является общим признаком инсульта. Данное расстройство имеет название дисфагия.
  9. Потеря чувствительности. Постепенная или полная потеря чувствительности на участках кожи вполне типична для человека при инсульте. Во время инсульта, мозг больше не может получать сигнал от различных частей тела. Это может восприниматься в разных участках тела, в зависимости от области мозга, который был затронут. Это также может влиять на слух, обоняние и вкус.
  10. Учащенное сердцебиение. Ощущение потери дыхания и сильной пульсации – это потенциальный признак инсульта. Женщины более подвержены этому признаку, нежели мужчины.

к оглавлению ↑

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:

  1. Неконтролируемое высокое кровяное давление.
  2. Стресс.
  3. Депрессия.
  4. Сердечные заболевания.
  5. Вредные привычки (курение, алкоголь и т.д.)
  6. Высокий уровень холестерина.
  7. Злоупотребление жирной пищей, переедание.
  8. Малоподвижный образ жизни.
  9. Ожирение.

Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Когда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Инсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:

  1. Терапия, которая позволяет людям, перенесшим инсульт, петь слова, которые они не могут говорить.
  2. Арт-терапия.
  3. Визуальное восприятие речи, сопоставление изображений со словами.
  4. Создание сценария, в котором вербальная коммуникация является единственным доступным вариантом, и другие виды, такие как визуальные подсказки, не используются.
  5. Групповая терапия. Важно проводить лечение в группе людей, переживших инсульт. Человек понимает, что он не одинок в своем горе и это дает стимул на выздоровление.
  6. Медикаментозное лечение.

Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:

  1. Поддерживать зрительный контакт.
  2. Говорить медленно, в нормальном тоне. Люди, имеющие проблемы с речью, не глухие.
  3. Дать достаточно времени для ответа.
  4. Слушать внимательно.
  5. Сосредоточиться на том, что говорит человек, а не как.
  6. Ограничивать общение один на один или в небольших группах.
  7. Попросить повторить фразу или уточнить, если она непонятна.
  8. Не поправлять и не дополнять предложение до тех пор, пока об этом не попросят.

к оглавлению ↑

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:

  • 200-500 мл вещества, растворенного в 2-х ст.л. воды принимать 3 раза в день на протяжении 10 дней. Затем сделать перерыв – 5 дней и повторить курс. Принимать трижды в день, независимо от приема пищи. Курс повторить 4 раза, затем сделать перерыв на 3 месяца;
  • рецепт предполагает чередования бальзама с 20% настойкой прополиса. 2 раза в день перед завтраком и ужином следует выпивать 200 мл мумие, растворенный в небольшом количестве воды на протяжении двух недель. Затем пропить прополис по 30 капель, растворенных в молоке три раза в день на протяжении двух недель. Курс чередования продолжать до полного выздоровления;
  • мумие в таблетках принимается внутрь 1 раз в сутки. Дозировка – 0,1 грамм. Курс лечения – 2 месяца без перерыва.

Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Выполняется следующий комплекс тренировок:

  1. Пациенты втягивают губы в трубочку и отпускают на протяжении 5 секунд.
  2. Пациент захватывает верхней челюстью нижнюю губу, нижней – верхнюю. Выполнять упражнение нужно с напряжением.
  3. Необходимо максимально выдвинуть язык и шею на протяжении 3 секунд.
  4. Пациент облизывает губы против часовой стрелки, начиная с верхней губы.
  5. Вытягивает язык трубочкой с выполнением и перерывом в 3 секунды.
  6. Дотягивается кончиком языка до неба.

Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

источник