Меню Рубрики

Как разработать при инсульте голеностоп

Летальность после инсульта ишемического типа составляет 15%, геморрагического типа – 33%. Пациенты, выжившие после перенесенного острого нарушения мозгового кровотока, часто испытывают трудности из-за расстройства двигательной координации и моторной функции. Чаще затруднения связаны с развитием локальных параличей, парезов, мышечной слабостью, потерей чувствительности. Чтобы избежать подобных последствий, пациенту рекомендуют пройти курс реабилитации в медицинском учреждении. Восстановление ходьбы и моторной активности после инсульта продолжают в домашних условиях.

Люди пожилого возраста могут перенести инсульт «на ногах», не подозревая о тяжести грозящих нарушений. Определить состояние инсульта поможет простой тест, которым пользуются врачи скорой помощи:

  • При попытке улыбнуться у пациента наблюдается ассиметричная мимика.
  • Если из позиции сидя пациент поднимает обе руки под углом 90° (из позиции лежа – под углом 45°), одна рука непроизвольно падает.
  • Пациент неразборчиво, невнятно говорит.

При наличии указанных признаков, необходимо вызвать скорую помощь, чтобы предотвратить тяжелые последствия инсульта. Если острое нарушение мозгового кровотока произошло, многим пациентам приходится задумываться на тему, как начать ходить после инсульта. Гемипарезы (парезы в одной половине тела) – одно из часто встречающихся осложнений.

Реабилитационное лечение в домашних условиях может продолжаться несколько лет. Продолжительность курса зависит от характера и объема пораженной ткани мозга. При масштабных повреждениях мозгового вещества с последующим формированием стойкого неврологического дефицита, больной продолжает реабилитационное лечение в течение всей жизни. Восстановление ходьбы для многих пациентов является первоочередной задачей.

Ограничение мобильности сопряжено с развитием гиподинамии, сердечно-сосудистых патологий, психических расстройств, с ухудшением качества жизни. Нормальная двигательная активность делает человека независимым. Если он самостоятельно передвигается, он способен ухаживать за собой. Поражение конечностей – типичное постинсультное осложнение. Возобновление функций конечностей – основная цель первого этапа реабилитационного лечения.

Ходьба – важнейшая сенсомоторная активность, которая требует привлечения и слаженной работы всех отделов ЦНС. Ходьба после инсульта обычно отличается от нормальной походки. В зависимости от симптомов различают виды патологически измененной походки:

  1. Анталгическая (коррелирующая с болезненными ощущениями во время двигательной активности, больной выбирает позу, при которой меньше ощущает боль). Характеризуется уменьшением времени опоры на поврежденную конечность. Наблюдается хромота, ограничение объема движений (пассивных, активных).
  2. Паретичная, гипотоническая. Наблюдается степпаж (нарушение обусловлено отвислостью стопы, при ходьбе больной поднимает ногу высоко, резко выбрасывает конечность вперед и опускает), пациент не способен передвигаться на пятках.
  3. Гемипаретическая. При выполнении каждого шага отсутствует взмах поврежденной рукой. Наблюдается циркумдукция (периферическое круговое движение) и волочение пораженной ноги. При движении слышны шаркающие звуки трения подошвы о пол.
  4. Парапаретическая. Выполнение движений сопряжено с большими усилиями. Конечности немного согнуты. Больной делает компенсирующие движения туловищем, чтобы удерживать равновесие.
  5. Вестибулярная. Отклонение тела в одну сторону, атаксия – нарушение согласованности при сокращении группы мышц.
  6. Сенситивная атактическая. Характеризуется снижением скорости. Больной широко расставляет ноги, поднимает их высоко и резко опускает на пол.
  7. Мозжечковая атактическая. Шаткость, неуверенность движений, несогласованные, нетвердые шаги. Длина каждого шага различается. Пациент стремиться придерживаться руками за опору.

Независимо от вида нарушения походки, можно улучшить моторную функцию, регулярно выполняя специальные упражнения. Разработаны медицинские устройства и тренажеры, которые предназначены для отработки элементарных двигательных навыков. Обычно их устанавливают в реабилитационных центрах. При желании подобный тренажер можно использовать в домашних условиях.

Беговые дорожки, модули активной реабилитации, лестничные тренажеры оснащены системами разгрузки веса и элементами, компенсирующими ударные нагрузки, чтобы предотвратить переутомление позвоночника, мышц, суставов. Устройства применяются, чтобы научиться ходить после инсульта, или отработать такие приемы, как подъем по лестнице и преодоление препятствий на дороге.

Чтобы учиться идти, используют приспособления типа ортопедические ходунки. Многие пациенты после инсульта интересуются, какие ходунки лучше. Выбор подходящей модели осуществляется с учетом индивидуальных особенностей пациента и его потребностей. Ходунки различаются конструкцией, набором функций, материалом изготовления и другими параметрами. Основные виды:

  • Стационарные. Выглядят как каркас из металла, обеспечивают надежную поддержку и устойчивость туловищу. Пациент опирается на каркас, поднимает и передвигает его в нужном направлении, что обеспечивает возможность дальнейшего передвижения.
  • Имитирующие шаг. У модели обе стороны передвигаются вперед поочередно, что олицетворяет подражание нормальной походке.
  • Роллаторы. Оснащаются колесной базой и тормозной системой, которая предотвращает неуправляемое качение устройства. Модель не нужно приподнимать и переставлять, она движется сама за счет вращения колесиков.

При подборе модели важно учитывать рост и вес пациента. Людям с избыточным весом подойдут конструкции с усиленным каркасом. Если в результате инсульта повреждена моторная функция рук, лучше выбирать устройство, оснащенное удобными рукоятками.

Первый этап реабилитации ассоциируется с постельным режимом. В этот период необходимо выполнять пассивные и активные движения конечностями, чтобы нормализовать мышечный тонус. Дыхательные практики препятствуют появлению застойных явлений в легких, ведущих к развитию пневмонии.

Вставший с постели человек может начинать тренировки и занятия, направленные на возобновление моторных функций. Восстановление подвижности ног после инсульта выполняется разными методами. Врачи рекомендуют подходить к решению проблемы комплексно, сочетая несколько методик:

  1. Лечебная гимнастика. Любое упражнение (сгибание, разгибание, вращение) вовлекает нервную систему в формирование ответной реакции, что стимулирует передачу импульсов и работу двигательных зон мозга.
  2. Скандинавская ходьба. Высокие результаты по нормализации двигательных функций после инсульта достигаются при помощи скандинавской ходьбы. В ходе занятий задействуются мышцы ног, рук и спины. Опора на палки помогает удерживать равновесие.
  3. Тренировки в формате восточных практик (йога). Йога сочетает медитацию, технику дыхания и физические упражнения, что благотворно сказывается на здоровье и самочувствии в целом. Занятия развивают выносливость, гибкость, пластичность всех частей тела, что способствует нормализации моторной функции.
  4. Водные процедуры. Встать на ноги после инсульта поможет такая процедура, как гидромассаж (вихревые ванны). Современные СПА-бассейны, джакузи, гидромассажные ванны обладают многими функциями – регулируются массажные режимы, температура воды и другие параметры.

Восстановить мобильность после инсульта поможет классический массаж. Процедура стимулирует кровообращение, улучшая снабжение поврежденных тканей питательными веществами и кислородом. Массаж проводится с целью расслабления спастических мышц и уменьшения болезненности в зоне пораженной конечности. Длительность процедур на начальном этапе не превышает 5 минут. Массажные движения должны быть мягкими, плавными.

Описаны случаи использования велосипеда для реабилитации после инсульта. У больных с нарушением двигательной координации подобные занятия тренируют способность удерживать равновесие. Применяя велосипед, нужно заручиться помощью близких людей, которые будут страховать от потери равновесия и падения.

Упражнения, которые делают после инсульта для восстановления двигательной активности и развития навыков ходьбы, подбирают с учетом характера повреждений, к примеру, вида паралича. При парезах и параличах периферического типа наблюдается мышечная гипотония (пониженный тонус) вплоть до атонии (отсутствие тонуса).

Парезы и параличи центрального типа сопровождаются повышением мышечного тонуса вплоть до развития гипертонуса по спастическому типу. В первом случае упражнения направлены на нормализацию кровообращения, стимуляцию нормальных нервных импульсов, улучшение трофики (структуры и функций) ткани, укрепление мышц.

При центральных парезах выполняют упражнения для расслабления мышц, устранения спастичности и понижения мышечного тонуса. Врач индивидуально подберет подходящий комплекс лечебной гимнастики. Примерный комплекс упражнений, которые помогут, как восстановить ногу после инсульта, так и отработать навыки походки:

  1. Упражнение 1. В лежачем положении (на спине) поднимать поочередно левую и правую ноги. Поднятие конечности выполняется на вдох, опускание – на выдох.
  2. Упражнение 2. Из позиции лежа на спине, чередуя ноги, сгибать их в коленных суставах и подтягивать к животу. Сгибание выполнять на вдох, разгибание – на выдох.
  3. Упражнение 3. Принять горизонтальное положение на спине, руки вытянуть вдоль туловища, ноги согнуть в области коленного сустава, стопы опереть об пол. Разводить в стороны и сводить колени.
  4. Упражнение 4. Из горизонтальной позиции на спине положить руки вдоль тела, вытянутые ноги сдвинуть вместе. Приподнять конечности и совершать вращательные движения, имитируя кручение педалей и езду на велосипеде.
  5. Упражнение 5. Из горизонтальной позиции на боку поочередно поднимать и опускать верхнюю ногу. Поднятие осуществляется на вдох, опускание – на выдох. Через 10 махов, повернуться на другой бок, повторить занятия.
  6. Упражнение 6. Принять горизонтальную позицию на спине, руки расположены вдоль тела, ноги согнуты в коленном суставе. Сжимать между коленями мяч в течение 5-10 секунд.
  7. Упражнение 7. Принять горизонтальную позицию на спине, руки находятся вдоль туловища, ноги сомкнуты и вытянуты. Вытягивать носок вперед, затем с усилием направлять его назад, вытягивая вперед пятку, движение повторяется несколько раз поочередно разными ногами.

Отработать каждую позицию нужно 5-10 раз. Регулярные занятия нормализуют тонус мышц и вернут подвижность суставам. Если больной малоподвижен и не может управлять конечностью, делают пассивную гимнастику. Помощник (медсестра, сиделка) сгибает и двигает конечностями больного в заданной последовательности. Учиться ходить после инсульта помогут несложные занятия, которые нужно выполнять, гуляя по улице:

  1. Наступать поврежденной ногой на бордюр, а здоровой ногой – на асфальт.
  2. Ходить по бордюру обеими ногами.
  3. При движении намеренно делать широкие шаги (увеличивать расстояние между стопами).
  4. Ходить по нарисованным на асфальте параллельным линиям. Расстояние между линиями превышает ширину плеч, чтобы ноги при движении были согнуты в коленных суставах.

Врачи рекомендуют гулять на свежем воздухе не меньше 1 часа ежедневно. Чтобы восстановить двигательную функцию после инсульта, нужно регулярно несильно нагружать поврежденную конечность, ходить до момента, как появится ощущение усталости в мышцах.

После инсульта врачи рекомендуют носить ортопедическую обувь, которая предохраняет стопу от подворачивания. Лучше выбрать высокую обувь, которая надежно поддерживает, фиксирует и защищает голеностопный сустав. Одежда для занятий должна быть просторной и удобной, не сковывать движения, хорошо впитывать влагу.

Восстановление двигательных функций после инсульта выполняется разными способами. Применение нескольких методик в совокупности улучшит результаты реабилитационного лечения. Подобрать подходящие занятия и тренировки поможет лечащий врач.

источник

Многие больные перенесшие инсульт утрачивают простые навыки, это ходьба, речь, самообслуживание. Приходится восстанавливать все заново. Реабилитация ног проводится комплексно, применяются массажные действия, диетическое питание, прием лекарственных средств и ЛФК.

Ноги для передвижения постинсультным больным необходимо восстанавливать поэтапно:

  1. Сначала нужно укрепить мышечную основу нижних конечностей и корпуса;
  2. Затем тренируется равновесие;
  3. Восстанавливается координация движений;
  4. После чего осваиваются важные для передвижения действия.

Наряду с восстановлением ног, придется восстанавливать и другие утраченные функции, например, навыки самообслуживания.

Разницы между тем, как восстановить левую и правую сторону тела после мозгового удара, особо нет.

Тело человека помнит все навыки ходьбы, но потерянная связь между головным мозгом и мышцами не дает возможность осуществлять их в настоящем времени.

Задача врачей реабилитировать эту связь. Поэтому, в комплексном лечении постинсультного состояния важную роль играют и занятия ЛФК.

Разработать руки и ноги намного легче, если больной до приступа занимался спортом или вел активный образ жизни. В этом случае порой даже не требуется помощь со стороны для занятия лечебной физкультурой.

Тяжелее будет обстоять дело с такими постинсультными больными:

Такого пациента тяжело поднимать и проводить с ним какие-либо действия, а значит и результаты будут низкими.

Часто пациенты после перенесенного инсульта жалуются, что в парализованной руке или ноге ощущают легкую боль или жжение. Самая распространенная форма этих болей – нейропатическая.

Читайте также:  Задачи средства и методы физической реабилитации при инсульте на i этапе

В этом случае больной ощущает в конечности легкое жжение или покалывание. Обычно, такие ощущения не доставляют ему сильного дискомфорта.

Часто такая боль свидетельствует о восстановлении подачи стимулов с мозга в мышцы. Но иногда эти ощущения говорят о недостаточном поступлении крови в конечности.

Если больной начинает говорить, что болит парализованная рука или нога, то стоит сразу обратиться к врачу.

Что делать, если сильно болят конечности? Не все обезболивающие лекарства могут помочь, поэтому лучше вызвать скорую помощь и не ждать, когда боль пройдет сама.

Начинать подготовку к движению ногами необходимо уже с первых суток после приступа, в тот период, когда осуществляется профилактика отвисания стоп, мышечной контрактуры и суставной атрофии.
Обращать внимание нужно и на общее состояние. Так, если не нормализовалось артериальное давление, пульс, присутствует слабость и депрессивное состояние, то начинать лечебную физкультуру придется позже, когда все эти показатели придут в норму.

Сначала нужно проводить пассивную гимнастику всех суставных частей конечностей. Позже последовательно необходимо включать активную гимнастику. Это во многом зависит от состояния пациента и его способности понимать врача.

Обязательно нужно сочетать пассивную гимнастику с массажем. Так улучшается состояние нервной системы и активизируются нервно-мышечные импульсы.

ВАЖНО! Не стоит забывать и о профилактических мерах тромбоэмболии. Во время лечебной физкультуры на ноги пациента важно надевать эластичные чулки или обвязывать нижние конечности эластичными бинтами.

Кончики пальцев ног оставляются не прикрытыми. Это делается для того, чтобы держать контроль над циркуляцией крови во время выполнения лечебной гимнастики. В норме пальцы теплые и розового цвета.
Пассивные движения нужно начинать с области стоп – сгибать, разгибать их, вращать. После этого можно переходить к коленям и тазобедренному суставу. Колени только можно сгибать и разгибать.

С тазобедренным суставом будет больше работы:

Как только будет освоена пассивная гимнастика, можно постепенно переходить к активным упражнениям.

Все упражнения с постинсультным человеком можно проводить дома. Сначала врач должен рассказать и показать домочадцам, как ухаживать за пациентом, после чего можно приступать к уходу самостоятельно.

Занятия нужно проводить уже с первых дней, когда человек находится в постели, сначала это простые упражнения в виде сгибания и разгибания конечностей.

Через 1-2 недели, после улучшения общего состояния человека можно переходить к массажу и пассивной гимнастике. Желательно надевать на пациента компрессионные чулки.

Со второй-третьей недели можно переходить к активной гимнастике. С течением времени больного можно сажать на кровати, постепенно спускать ноги вниз. Как только человек сможет встать самостоятельно, можно начать обучение ходьбе.

Восстановление в домашних условиях после случившегося инсульта должно начинаться еще в положении лежа, когда человек практически не встает. Упражнения должны охватывать все суставные части человека, но в данном случае подробнее будет описаны упражнения именно на нижние конечности:

ВНИМАНИЕ! Элементарные действия в лежачем положении показаны больным, перенесшим сложный ишемический или геморрагический инсульт. При таких обстоятельствах нередко наступает односторонний паралич.

Для лежачих больных:

  1. Руками делаются сгибательные, разгибательные и вращательные действия. Сжимание пальцев в кулак. Ногами проделываются похожие движения, следует постараться сомкнуть и разомкнуть пальцы ноги;
  2. Осуществлять движения носками и пятками, сгибательные и разгибательные движения, а также сгибать стопы внутрь и наружу;
  3. Находясь лежа на спине нужно согнуть ноги в области колен. Возле голеностопного сустава руками обхватываются голени. С помощью кистей рук необходимо сгибать ноги в районе голени, при этом стопа от постели не отрывается, а лишь скользит по поверхности кровати;
  4. Ногами выполняется движение «велосипед».

Упражнения из положения сидя преследуют цели укрепления мышечной основы рук и спины. Они необходимы в качестве подготовительных мероприятий перед ходьбой:

  1. Нужно сесть на кровать со спущенными ногами, руки опустить и расставить, ухватившись за кровать. Спина прогибается, корпус наклоняется вперед, руки держатся за кровать. Нужно сделать вдох, расслабиться и выдохнуть. И так до 10 раз;
  2. Сидя на кровати ноги не опущены. Поочередно нужно поднимать каждую ногу. Руки запрокиньте за голову и упритесь ими о кровать. Попытайтесь поднять обе ноги;
  3. Сидя, ноги на кровати, руки за спиной упираются о кровать. Следует сводить и разводить лопатки. Голова запрокидывается назад и возвращается в исходное положение. Стоит правильно дышать при этом, при заводе лопаток назад делается вдох, разводя их, осуществляется выдох.

ЛФК из положения стоя (ноги еще плохо ходят, поэтому нужно заниматься с опорой на что-то):

  1. Поднятие маленьких предметов в положении стоя, сначала с невысокой поверхности, затем с пола.
  2. Совершение мелких шажков на месте, держась за опору. Затем осваивание навыков шагания.
  3. Перешагивание ногой через брусок, вперед и назад.
  4. Такие упражнения вернут равновесие человеку.

Стоит рассмотреть применение массажа на нижние конечности:

  • Чтобы сделать массаж внешней стороны голени и бедренной части, человека укладывают на здоровую боковую часть. Шея и голени на валике, голову кладут на подушку.
  • При массаже задней поверхности ноги пациента кладут на живот, под который подложена мягкая основа, например, подушка. Так не произойдет спазма в поясничном отделе. Под стопу кладется валик.

ВНИМАНИЕ! Массаж должен делать специалист. После нескольких таких сеансов его можно осуществлять родственникам больного. Вся процедура проводится в лежачем положении.

Начало массажа осуществляется с крупных мышц, последовательно переходя на мелкие. В завершении массируются пальцы.

Массаж на бедра:

  1. Расслабляющие действия от коленной области к паховой части;
  2. Спиралевидные поглаживающие движения сверху вниз;
  3. После того, как мышцы расслабились, проводится мягкий массаж с помощью ладони.

Массаж области ягодиц начинается со стороны крестца и до внешней области тазобедренного сустава.

  1. Здесь допустимо использовать более грубые движения, но при условии отсутствия мышечного спазма;
  2. Продольное поглаживание сочетается с более интенсивным поперечным. Для работы применяется ладонь и все пальцы;
  3. Икроножная область просто поглаживается, делается это от пятки до коленного сустава.
  1. Стопа фиксируется в руках массажиста, пальцы смотрят вверх;
  2. Разминаются все бугры и впадины тыльной части стопы;
  3. В особенности тщательно массируются впадины между пальцами;
  4. Все движения проводятся по 3-4 раза.

Предлагаем Вам посмотреть полезное видео по теме:

Восстановление всего организма, в том числе и ног после приступа будет зависеть от нескольких факторов. Прежде всего, от вида перенесенного инсульта.

Таким образом, сроки восстановления, исходя из типа инсульта, будут следующими:

  1. Для ишемического инсульта с легкими нарушениями функций, частичное восстановление возможно через 1-2 месяца, полное – через 2-3 месяца;
  2. Если инсульт любого типа протекал с выраженными нарушениями, то частично функции ноги и других систем восстановятся через полгода, на полное восстановление уйдет несколько лет, а порой оно не наступает никогда;
  3. При обширном инсульте с грубым стойким дефицитом, частичное улучшение наступает через 1-2 года, полностью восстановиться не удастся.

Огромную роль для восстановления ног после инсульта играют физические упражнения в сочетании с массажем. Их нужно выполнять регулярно и последовательно, постепенно переходя от простого к сложному. Все упражнения выполняются под контролем лечащего врача и по его рекомендациям.

источник

Восстановление ходьбы после инсульта происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта, чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье «Лечебная физкультура после инсульта».

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять Су-джок — терапию перед выполнением упражнений.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

! Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии : во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

Читайте также:  Упражнения при инсульте парез руки

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта. Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава с шарнирами, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели). 1 — Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 — Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 — Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 — Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для «больной» ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 — 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Поднимаем ногу лежа на боку. Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 — Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати . Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Читайте также:  Задания для развития памяти после инсульта

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте , высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя, ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок, палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав — вниз).

23). Упражнения для ног сидя на стуле. В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед — назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

! Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда «больная» нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

! Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант, если у вас имеются необходимые условия для таких занятий. Требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка:
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения из комплекса упражнений при остеохондрозе позвоночника.

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет о восстановлении движений в руке и навыков самообслуживания.

источник

Основные процессы восстановления после инсульта происходят в первый год. Однако и дальше не нужно опускать руки. Доктор Кирилл Родионов в своей новой книге приводит комплекс упражнений для реабилитации после инсульта.

Позади у пациента и его родственников — много переживаний и бессонных ночей. Позади лечение в отделении реанимации, в стационаре. Прошел тягостный период неопределенности, когда было еще непонятно, каковы перспективы болезни. И все время рядом был персонал, проводились процедуры, кипела жизнь. Наконец наступает долгожданный момент, когда пациент чувствует себя достаточно стабильно и готов к выписке.

И тут у пациента и его близких может возникнуть ощущение странной окружающей пустоты. Осталось позади время, когда нужно было предпринимать экстренные меры, проводить интенсивное лечение. Наступает период адаптации, когда возникает необходимость в более простых, но регулярных действиях. И вот здесь уместно привести примерный комплекс упражнений, которые нужно делать регулярно.

Этот курс надо продолжать в течение 3 месяцев, упражнения выполнять ежедневно.

Положение лежа на спине. Руки вдоль тела, ноги на ширине плеч. Голова — по средней линии.

  1. Следить глазами за перемещаемым предметом вправо-влево, не поворачивая головы («ходики»). По 9–10 движений в каждую сторону (3–4 раза в день).
  2. Поворачивать голову вправо-влево, фиксируя взгляд на неподвижном предмете. По 9–10 движений в каждую сторону (3–4 раза в день).
  1. Пальцы в замок. Поднимать руки с выпрямленными локтями выше головы, а затем отводить сцепленные руки в стороны. Упражнение выполнять до легкого утомления.
  1. Руку тянуть к противоположному уху. Выполнять поочередно правой и левой руками.
  1. Одновременно тянуть обе руки к противоположным ушам — крест-накрест.

Положение лежа на спине. Руки вдоль тела, ноги на ширине плеч. Голова — по средней линии.

  1. Поднять одну ногу, пятку поместить на колено противоположной ноги, поставить стопу за колено, сохраняя вертикальное положение согнутой в коленном суставе ноги (на колено — за колено).
  1. Тянуть носки стоп на себя — от себя, подтягивать ноги к животу, одновременно сгибая и перекрещивая их.

Корпус лежит ровно, без уклонов в ту или иную сторону; ноги на ширине плеч пятками внутрь, носками наружу; руки согнуты в локтевых суставах с опорой на предплечья, больная кисть — под здоровой с выпрямленными пальцами.

  1. Опираясь на предплечья, приподнять голову и смотреть перед собой, удерживая такое положение в течение нескольких секунд.
  1. Двигать ногами, как при ползании по-пластунски, при этом обязательно следить, чтобы при сгибании ног в тазобедренном и коленном суставах стопа сгибалась кочергой, а при разгибании носок тянулся, «как у балерины».
  1. Тянуть руку к противоположному уху (см. упражнения для рук).
  1. Болтать ногами вперед-назад по отдельности и скрестив ноги.
  1. Топать ногами, высоко поднимая колени.

Палка в здоровой руке, ноги на ширине плеч.

Сначала ставить вперед палку, затем — шаг вперед и чуть в сторону больной ногой, затем приставлять здоровую. Стараться выше поднимать ногу и сгибать ее в колене, не шаркать.

  1. Попробовать писать толстым карандашом или фломастером.
  2. Пытаться точно попасть поочередно всеми пальцами больной руки в нарисованную точку.
  1. Выполнять все привычные бытовые действия (еда, причесывание, умывание) больной рукой. Желательно использовать предметы с толстыми ручками, удобными для захвата, и с шероховатыми поверхностями.

источник