Меню Рубрики

Как восстановить интеллект после инсульта

Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.

Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?

— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.

Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.

Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте .

Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.

Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.

Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.

Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.

Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.

— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания . Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.

— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.

С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.

Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.

Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.

— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.

Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.

Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается. И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности. Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии , а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.

Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.

— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт , — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.

И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.

— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.

— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.

Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.

— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.

— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.

В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.

Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.

источник

Каждый человек время от времени испытывает незначительные расстройства памяти. В силу биологических процессов с возрастом воспоминания могут становиться размытее. У некоторых пожилых людей потеря памяти мешает нормальному функционированию, что называется слабоумием. Однако чаще всего разнообразные нарушения мнестической функции встречается у лиц, переживших острое нарушение мозгового кровообращения – инсульт.

По данным Национальной ассоциации по борьбе с инсультами, некоторая степень потери памяти затрагивает около трети людей, столкнувшихся с ОНМК. Однако есть действенные и проверенные методики, позволяющие вернуть или улучшить мнестическую функцию.

Дефицит памяти после инсульта может варьироваться. Степень мнестических расстройств зависит от возраста пациента, тяжести инсульта, зоны, где произошло ОНМК, и даже поддержка, которую человек получает от семьи и друзей.

К сожалению, никакие лекарства не способны устранить потерю памяти. Но там, где лекарства бессильны, можно предпринять простые шаги: с помощью занятий, терапии и реабилитации добиться восстановления памяти после инсульта.

Больной может столкнуться со следующими типами нарушений мнестической функции в аспектах:

  • Вербальный – память на имена, услышанные истории и информацию, связанную с речевой деятельностью.
  • Визуальный – память о формах, лицах, маршрутах и ​​увиденных вещах
  • Информационный – память на усвоенную информацию, ранее имеющиеся навыки, проблемы в приобретении новых знаний.
  • Сосудистая деменция – распространенное постинсультное состояние, включающее ухудшению или потерю мыслительных способностей.

Симптомы потери памяти после инсульта могут включать:

  • путаница в интерпретации, анализе, систематизации полученных сигналов и их сравнении с ранее усвоенной информации;
  • проблемы с кратковременной памятью;
  • склонность бродить или возможность заблудиться в знакомых местах, дезориентация в пространстве;
  • сложность следовать пунктам полученной инструкции;
  • проблемы с совершением денежных транзакций.

Потеря памяти может быть прямым результатом инсульта, но также может быть вызвана или усугублена приемом лекарств, употреблением алкоголя, табака и наркотиков, недостатком сна, депрессией и стрессом, неполноценным питанием.

Память может улучшиться со временем, как спонтанно, так и в результате реабилитации.Однако иногда симптомы мнестических расстройств могут наблюдаться годами. При потере памяти могут быть полезны лекарства, используемые в терапии связанных проблем, таких как беспокойство, депрессия или нарушения сна.

Разнообразные методы «перестройки» мозга предназначены для улучшения мышления и памяти после инсульта. Обучение может помочь повысить бдительность и внимание, но нет научных доказательств того, что такая терапия может улучшить способность выполнять повседневные задачи. Такое обучение может быть пройдено самостоятельно, под контролем специалиста, с помощью компьютерных программ и приложений. Чтобы стимулировать мозг, улучшить память и когнитивные способности, следует попробовать свои силы в новых хобби, которые затрагивают как разум, так и тело. Кроме того, необходимо регулярно выполнять упражнения: адекватная физическая тренировка идет на благо и физическому, и психическому здоровью.

Игры, которые требуют активного использования ресурсов мозга, будь то простые шашки или сложные игры, как шахматы, могут помочь восстановить функцию памяти.Определите обязательные ежедневные процедуры, такие как чтение книги, разгадывание кроссвордов, составление пазлов. Установите, когда именно вы будете выполнять эти задания. Каждый день проводите их в определенной последовательности.

Логопедия способствует выздоровлению. Занятия с логопедом помогают стимулировать мозг к созданию нервных связей от неповрежденных частей мозга к зонам, пораженным инсультом.

Уверенность в восстановлении всегда срабатывает в пользу человека. Подходите к занятиям целеустремленно, ответственно и с вдохновением.

Оставьте заметки в ключевых областях, таких как знаки в ванной комнате, напоминающие о необходимости почистить зубы. Используйте будильник на смартфоне, чтобы напомнить себе о назначениях и о том, когда следует принимать лекарства. Как только вы сформируете последовательную и повторяющуюся рутину, привычка поможет восстановить память.

Записывайте ежедневные и специальные мероприятия в ежедневнике.Держите всегда под рукой блокнот с важной информацией.Организуйте информацию в разделах, таких как встречи, телефонные номера и лекарства.

Составьте письменные инструкции о том, как пользоваться обычными предметами домашнего обихода, такими как телефоны и микроволновые печи.Если писать сложно, можете использовать диктофонили приложение на смартфоне для записи заметок.Вы также можете попросить других людей записывать вещи для вас.

Мнемоника – это творческий способ запоминания вещей. Он часто принимает форму аббревиатуры. Например, запоминание слова «ВОЛОС», составленное из первых букв: возвышение, ограничение, лед, отдых, сжатие – быстрый способ вспомнить, как лечить растяжение связок. Вы можете придумать свою собственную аббревиатуру для шагов, чтобы приготовить знакомую еду.

Хорошо работают и рифмы, которые ассоциируют название объектов с их свойствами. Например: «У Анны волосы кучерявы».Используйте подсказки, которые помогут вспомнить определенные задачи или информацию. Чтобы создать сигнал для памяти, подключите задачу или фрагмент информации к чему-то значимому, например к изображению, знакомому имени или песне.

Облегчение поиска предметов, необходимых для повседневной деятельности, их расположение на видном месте, поможет вспомнить, что и когда нужно делать. Определите для всех вещей свое место. Например, повесьте ключи на крючок у двери. Уберите личные вещи на те полочки в шкафу, где они должны быть. Приготовьте одежду, которую нужно одеть утром, прежде чем ложиться вечером спать. Положите зубную щетку на раковину там, где вы обязательно ее увидите.Этикетки на шкафах и ящиках помогут вам знать, где лежат определенные предметы. Это не обязательно должны быть написанные ярлыки: вместо них можно использовать картинки.

Когда получаете новую информацию, повторяйте ее несколько раз. Просматривайте материал столько раз, сколько нужно, чтобы он «загрузился» в память. Не бойтесь проговорить своими словами то, что вам сказали, чтобы убедиться, что вы правильно поняли сообщение собеседника.

Если вам нужно сделать презентацию или выступить с речью, разбейте материал на более мелкие сегменты. Так будет легче запомнить текст.Будьте проще. Старайтесь не заниматься слишком многими вещами одновременно.Разбейте задачи на простые шаги.

Встаньте с кровати и двигайся как можно больше. Каждый день устраивайте часовые прогулки на свежем воздухе. Посещайте кабинеты ЛФК. Даже аэробные упражнения, проводимые в домашних условиях, способствуют восстановлению функции мозга после инсульта. Физическая нагрузка помогает снять стресс, а преодоление стрессового состояния важно для здоровья мозга.

По данным Американской ассоциации инсульта, здоровая для мозга диета включает много свежих фруктов и овощей, а также рыбу, богатую омега-3 жирными кислотами. Такое питание поможет добиться скорейшего восстановления когнитивного потенциала. Здоровая диета и маленькие порции помогут сбросить лишний вес и достигнуть лучшего физического самочувствия. В свою очередь, благополучие тела положительно отразиться на психическом состоянии и увеличит скорость умственного восстановления.

Разнообразные мнестические расстройства – распространенное следствие острых нарушений мозгового кровообращения. Восстановление памяти требует последовательной упорной работы, грамотного составления комплекса упражнений дипломированными специалистами, мотивации на выздоровления у человека.

источник

Инсульт занимает второе место по частоте среди причин смерти, и он может коснуться каждого.

– Как правильно понять назначения врача и какие методы лечения инсультов сегодня признаны эффективными.

– Какие лекарства помогут при инсульте и зачем именно они нужны.

– Что нужно, чтобы восстановиться после инсульта – и избежать этой беды.

Доктор Кирилл Родионов предупреждает: при инсульте счет идет на минуты, а жизнь и здоровье человека зависит от помощи его близких и врачей в ближайшие часы и дни. Современный европейский невролог доктор Родионов развенчивает устаревшие мифы – вы узнаете, как вылечить и предотвратить инсульт с помощью простых действий.

Оценка памяти и интеллекта

После перенесенного инсульта у пациентов могут отмечаться не только двигательные и чувствительные нарушения, но и когнитивные расстройства – снижение памяти, интеллекта, внимания, способности к обучению.

Эти нарушения развиваются после инсульта далеко не всегда, а только при поражении областей мозга, ответственных за когнитивные функции. Когнитивные нарушения встречаются не только после инсульта, но и при других заболеваниях и состояниях. Количество больных с когнитивными нарушениями возрастает в группе лиц пожилого и старческого возраста.

Степень тяжести этих расстройств может быть разной – от совсем легких до тяжелых (деменция, слабоумие), приводящих к дезадаптации в повседневной жизни, что определяет степень инвалидизации пациента и возможности дальнейшей реабилитации.

Существует много тестов для оценки когнитивных способностей пациента. Наиболее удобным и широко используемым тестом считается так называемая мини-схема исследования психического состояния (МИПС) – оригинальное название Mini Mental State Examination (MMSE) – короткий опросник из 30 пунктов, широко используемый для первичной оценки состояния когнитивных функций и выявления их нарушений, в том числе деменции. MMSE также используют для оценки динамики когнитивных функций на фоне проводимой терапии.

Читайте также:  Задачи и методика лфк при инсульте

Тест MMSE был разработан в 1975 г. докторами Волштейном и Макхью. С тех пор основные положения шкалы были дополнены и адаптированы для пациентов, находящихся в клинике. Но оригинальный исходный опросник и ответы на него пациентов до настоящего времени используются в качестве оценочного критерия когнитивных нарушений.

Тест состоит из нескольких вопросов.

«Определение ориентирования».

Пациента спрашивают, какая сейчас дата (год, время года, день, месяц, день недели). За каждый правильный ответ пациенту добавляется по 1 баллу.

Далее спрашивают, в какой стране, каком городе, в каком районе города, в каком учреждении, на каком этаже находится больной. За каждый правильный ответ также добавляется по баллу. В данном разделе, таким образом, максимально возможное количество баллов – 10.

«Определение восприятия».

Пациента просят выслушать и повторить три слова, не связанных между собой (например, яблоко – стол – монета или автобус – дверь – роза).

При этом его предупреждают, что их нужно будет воспроизвести через несколько минут. За каждое правильно повторенное слово добавляют 1 балл. При этом следует обратить внимание, с какой попытки пациент повторил все слова.

«Определение внимания и способности к счету».

Пациента просят устно отнять 7 от 100, и так 5 раз подряд (100–93–86–79–72–65). За каждое правильное вычитание добавляется один балл.

При ошибке пациента один раз можно спросить, уверен ли он в ответе. Если ответ был указан неправильно, просят далее отнимать из правильного числа (например, 100–7 был дан ответ 94, тогда далее спрашивают, сколько будет 93–7).

«Определение функций памяти».

Пациента просят вспомнить три слова, указанные во второй части. За каждое слово – 1 балл.

«Определение функций речи, чтения, письма».

Пациенту показывают два предмета (часы, карандаш, неврологический молоточек и т. п.). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Просят повторить фразу: «Никаких если, но, и, нет». Дается одна попытка, также 1 балл при правильном повторе. Просят прочитать инструкцию (на листке пишут: «закройте глаза»). Если пациент прочитывает и закрывает глаза, добавляется один балл.

Далее дают прочитать задание: взять лист бумаги правой рукой, сложить пополам двумя руками и положить на колени. Потом дают лист бумаги. Если все действия выполнены правильно – начисляют 3 балла (по 1 баллу за каждый шаг).

После просят написать на листе бумаги законченное предложение (1 балл).

Последним заданием является рисование. Просят срисовать два пересекающихся пятиугольника. При этом правильным считается выполненное задание, если пересечение двух фигур образует четырехугольник и все углы пятиугольников сохранны. Также дается 1 балл. Тем самым за весь раздел максимально можно получить 8 баллов.

Совокупно за весь тест максимальновозможное число баллов – 30.

В процессе проведения теста заполняется специальный бланк (см. бланк теста MMSE в Приложении, с. 152–153).

Анализ результатов

Первый вариант. В этом варианте подхода к оценке результатов снижение когнитивных функций определяется с учетом уровня образования пациента:

? при отсутствии образования снижение когнитивных функций ставится при результате менее 17 баллов.

? при среднем образовании при результате меньше 20 баллов.

? при высшем образовании при результате меньше 24 баллов.

Второй вариант.

29-30 баллов – нет когнитивных нарушений.

? 24–27 баллов – легкие когнитивные расстройства.

? 20–23 балла – деменция легкой степени (умеренные когнитивные нарушения).

? 11–19 баллов – деменция умеренной степени (выраженные когнитивные нарушения).

? 0-10 баллов – тяжелая деменция.

При уровне результатов шкалы меньше 19 баллов рекомендована консультация психиатра для решения вопроса о необходимости назначения специфической терапии.

При оценке результатов опросника врач обращает внимание на то, какие функции мозга страдают больше. Некоторые нюансы позволяют лучше диагностировать причину когнитивных нарушений.

источник

Нервные клетки при сосудистой катастрофе погибают безвозвратно. Поэтому восстановление памяти после инсульта направлено на обеспечение оставшихся неповреждённых клеток кислородом и питательными веществами.

Успех лечения зависит от выбранных методик и лекарственных препаратов в период реабилитации. Специальные упражнения для тренировки памяти и физическая активность восстанавливают функцию мозга.

Способность человека мыслить, читать и писать – это нейрохимический процесс коры обоих полушарий головного мозга и мозжечка. Память – это свойство мозга фиксировать и удерживать нужную или удалять лишнюю информацию.

Процесс запоминания, с нейрофизиологической точки зрения, означает образование новых связей между нейронами мозга. Когда человек что-либо вспоминает, эти связи активируются – при этом возникают электрические импульсы. Когда приобретённые знания долго не используются, связи между нервными клетками разрушаются.

Это интересно! Основной центр, отвечающий за словесную информацию, находится в лобной доле мозга. Но информация, связанная с сознательной деятельностью, фиксируется в разных участках головного мозга. Таким образом, память представляет собой сеть нейронных связей, опутывающую кору мозга.

В зависимости от того, как долго сохраняется информация в коре, способность запоминать и хранить подразделяется на три типа:

  • Кратковременная память удерживается несколько минут при поверхностном чтении, прослушивании или просмотре новой информации. Знания вскоре забываются, но если к ним возвращаться, мостики между нейронами прочно фиксируются в коре.
  • Долгосрочный вид памяти формируется из кратковременных повторов. При этом информация сохраняется длительное время в неограниченном количестве.
  • Оперативная память используется при краткосрочной работе. После окончания задания знания стираются за неимением надобности в настоящем и будущем времени.

В результате нарушения мозгового кровообращения страдают все виды памяти. Хуже всего, когда произошла потеря краткосрочной памяти – основы долговременной информации.

Пациент помнит то, что было до инсульта, но создать цепочку новых знаний не получается. Если во время болезни разрушена долгосрочная информация, пациент не помнит людей и события, предшествующие инсульту.

Обычно у пожилых людей встречается ослабление памяти, затруднено усвоение новых знаний.

Нарушением когнитивной (познавательной) функции мозга после инсульта страдает 60% пациентов. Отклонения психики, ухудшение памяти, афазия связаны с ишемией мозга. Эти признаки проявляются в первые три месяца после сосудистой катастрофы.

Раннее восстановление памяти можно начинать с первой недели пребывания в больнице, если у больного ясное сознание, стабильное состояние. Помощь неврологу при этом оказывает клинический психолог и логопед. Обычно реабилитацию начинают со второй-третьей недели после инсульта.

Невролог назначает медикаментозную терапию с целью восстановления мозгового кровотока. Депрессия также отрицательно влияет на умственные способности пациента, поэтому нуждается в коррекции.

Совет! Физическая активность и специальные упражнения для тренировки памяти – важный момент для восстановления процесса мышления.

Стимулирующее влияние на нейроны оказывает не только ЛФК, массаж, но и развитие мелкой моторики рук. Умственные способности человека восстанавливаются от 2–3 месяцев до года.

Степень нарушения мозгового кровообращения зависит от локализации и величины очага повреждения, своевременности лечения. Чем раньше начаты восстановительные мероприятия, тем больше шансов вернуть память. Большинству пациентов удаётся восстановить частичную потерю умственных способностей. В периоде реабилитации применяются сосудорасширяющие препараты:

  • Пирацетам (Ноотропил), расширяя церебральные сосуды, усиливает кровообращение коры мозга. Механизм действия заключается в облегчении передачи импульсов между нейронами. Кроме того, препарат уменьшает вязкость крови, предупреждает образование тромбов. Ноотропил препятствует спазму сосудов, укрепляя их стенки. После курса лечения повышается концентрация внимания, улучшается память, облегчается обучение.
  • Фенотропил усиливает кровообращение коры мозга. По механизму действия способствует активации нейронов, повышает скорость передачи нервных импульсов, улучшает связи между полушариями.
  • Аминалон содержит гамма-аминобутировую или оксимасляную кислоту, которая восстанавливает обменные процессы коры. Способствует усвоению глюкозы мозговыми тканями, усиливает обмен веществ, облегчая передачу импульсов между нейронами. Кроме того, лекарство стимулирует психоэмоциональное состояние, уменьшая депрессию. Вдобавок помогает восстанавливать движение конечностей и речевые способности. Препарат также стабилизирует артериальное давление, снижает уровень глюкозы в крови. Комплексное воздействие лекарства помогает восстанавливать провалы памяти.
  • Глицин улучшает обменные процессы головного мозга. Обладает антидепрессивным действием, уменьшает нервное напряжение. В результате таблетки снижают внутреннюю агрессию. Человек становится менее конфликтным, более коммуникабельным. У больных после нарушения мозгового кровообращения Глицин снижает депрессию, нормализует сон.

Важно! Медикаментозная терапия после инсульта применяется на протяжении многих месяцев. Некоторые больные принимают ноотропы пожизненно.

Лекарства восстанавливают память в комплексе с двигательной активностью и специальными упражнениями для тренировки памяти.

Улучшить мыслительные способности в реабилитационном периоде помогает физическая активность. Любое движение стимулирует рецепторы, а они, в свою очередь, активизируют нейронные связи памяти. Регулярные упражнения повышают работу здоровых органов, компенсируя потерянную функцию.

Методы, применяемые в реабилитационном центре:

  • лечебная физкультура является основным методом восстановительного периода,
  • массаж,
  • дыхательная гимнастика,
  • трудовое лечение,
  • мануальная терапия,
  • лечебная гимнастика.

В начальном периоде восстановления больных проводится одна из методик ЛФК под названием кинезиотерапия, что означает лечение положением тела. Под контролем невролога пациенту придают различное положение корпуса и конечностей. Такой способ лечения проводится с помощью специальной аппаратуры в реабилитационном центре.

Занятия направлены на разработку механизмов запоминания. В домашних условиях проводятся специальные упражнения для тренировки памяти:

  • Поиски букв. Пациенту дают книгу, просят найти и подчеркнуть определённую букву во всех словах. Волей-неволей человеку приходится читать слова. При этом в мозге возникают зрительные ассоциации. Постепенно вспоминается забытый алфавит.
  • Запоминание предметов. Для упражнения раскладывают на столе книгу, ручку, стакан и тарелку. Показывают вещи на протяжении 30 секунд и предлагают назвать. Если человек не справился с задачей, используют 3 предмета, постепенно увеличивая их число. Занятия усложняют вопросом, в каком порядке лежали вещи. Это упражнение стимулирует зрительную память, концентрирует внимание.
  • Тренировка внимания. На прогулке заостряют внимание на деталях предметов, мимо которых проходит пациент. Например, просят рассмотреть подробно дерево – есть ли на нём цветы, какой формы листья.

Упражнения для восстановления памяти после инсульта делают месяцами и годами. Со временем процесс мышления заметно ускоряется, расширяются ассоциативные связи. Утраченные способности возвращаются.

В процессе обучения пользу приносят занятия, задействованные с вовлечением не только зрительных, но и обонятельных, вкусовых рецепторов. При знакомом запахе, любимом цвете или музыкальных звуках в коре мозга возрождаются старые нейронные связи.

К примеру, можно зайти в пекарню, где больной любил покупать хлеб до болезни. В мозге срабатывают ассоциации приятного запаха, вкуса хлеба, привычной обстановки.

Восстановление интеллекта после такого потрясения организма – трудоёмкий и длительный процесс. Скорость реабилитации зависит от воли самого пациента, участия родственников.

К некоторым больным память возвращается через 2–3 месяца. Другие пациенты могут вспомнить ограниченный набор слов для бытового общения.

Третьи, с развившейся сосудистой деменцией, не могут найти дорогу домой, едва завернув за угол.

Реабилитация после инсульта: самое важное, что нужно знать Нарушения памяти после инсульта Изобретение новосибирских учёных поможет восстановить память после инсульта.

Последствиями инсульта являются не только частичный или полный паралич мышц тела, но и расстройства органов чувств, а также потеря памяти. В последнем случае человек чувствует себя потерянным и чужим.

Провести восстановление памяти после инсульта в домашних условиях вполне возможно. Тем более что процесс почти не требует физических усилий со стороны пациента или помогающего ему человека.

Как все сделать правильно, разбираем ниже.

Потеря памяти при инсульте — это результат внезапно нарушенного мозгового кровообращения в одной из долей и полушарий мозга. Формируется патология в результате тромбоза/стеноза артерии (ишемический инсульт) или ее разрыва (геморрагический инсульт).

В итоге какая-то часть мозга перестает получать достаточное питание. Нейроны (клетки мозга) активно умирают. То есть погибает какой-либо отдел мозга, который может отвечать за различные функции в работе всего организма.

Это может быть двигательная активность, органы чувств, речь и даже память.

Еще из уроков биологии мы знаем, что человеческий мозг имеет два полушария — левое и правое.

Левое полностью контролирует работу правой стороны тела и несет ответственность за процессы логического мышления, установление всех причинно-следственных связей, проведение последовательностей и усвоение любой информации.

Правое полушарие мозга полностью контролирует деятельность левой стороны тела и несет ответственность за обработку полученной визуальной информации, за эмоциональный фон и воображение, за любые данные, которые постоянно поступают в это полушарие.

В норме оба полушария мозга в процессе своей работы питаются одинаково и функционируют в тандеме. То есть постоянно дополняют друг друга. Если же происходит сбой в процессах кровоснабжения хотя бы малого участка мозга, то страдает и его деятельность.

На чем именно это отразится, предугадать невозможно. Перенесший инсульт человек может забыть события до приступа, но будет помнить свое детство. Или забудет, как работает рука при письме, но будет помнить все названия пересмотренных фильмов и т. д.

Важно: восстановить утраченные способности памяти на 100 % невозможно. Но добиться значительных улучшений вполне реально. Редко случаются спонтанные улучшения в состоянии работы памяти пациента. Но это скорее исключение, чем норма.

Памятью называют психологический процесс, который позволяет получать, фиксировать и воспроизводить неограниченное число раз полученную извне информацию. К памяти принято относить и процесс забывания, который позволяет охранять мозг от ненужного информационного шлака.

В целом за работу памяти отвечают нейронные связи. При новом их образовании происходит запоминание, при их активации происходит воспроизведение информации, а при разрушении этих связей происходит забывание.

К тому же память не локализуется в какой-то определенной зоне головного мозга человека. Процесс протекает в обоих полушариях и в любой их части.

К примеру, долгосрочную память обеспечивает гиппокамп, обеспечением навыков социально-произвольной деятельности занимается кора головного мозга, а словесно-логическая память обеспечивается активной работой лобных долей мозга.

Микроинсульты являются одной из самых частых причин амнезии у человека. Процессы таких поражений мозга могут протекать почти незаметно для самого пациента.

При этом ситуация будет усугубляться все больше и больше по мере частоты таких приступов. Дело в том, что в процессе микроинсульта происходят малейшие нарушения в работе сосудистой системы мозга.

Как результат, передача нейронных связей нарушается.

Прежде чем начать процесс восстановления памяти после инсульта, важно понять, что существуют разные ее виды. Так, по длительности хранения информации память бывает:

  • Кратковременная. Обеспечивает восприятие первичной информации (имена, названия мест, картинки и пр.). При отсутствии повторения полученных данных кратковременная память стирает информацию. Если же полученные данные повторять, кратковременная память перебрасывает их в долгосрочную. Таким образом, этот вид памяти является своеобразным исходным плацдармом для долгосрочной памяти. Если при апоплексическом ударе страдает память краткосрочная, то пациент не сможет воспринимать информацию и в дальнейшем запоминать ее, но при этом будет помнить все, что случилось до приступа. Поэтому восстановление короткой памяти человека после инсульта считается более сложным. Здесь нужно учить человека в буквальном смысле мыслить с нуля.
  • Долгосрочная. Обеспечивает длительное хранение данных и их воспроизведение неограниченное число раз при необходимости. Если у пациента страдает этот вид памяти, то он будет готов воспринимать новую информацию, но не будет помнить всего, что происходило с ним до приступа апоплексии. Восстановить этот вид памяти проще через ассоциации, прогулки по знакомым местам и пр.
  • Оперативная. Этот вид памяти обеспечивает хранение информации, которая нужна для выполнения какой-либо операции. Как только действие выполнено, мозг забывает последовательность действий. Оперативная память может работать в интервале несколько минут–несколько дней.
Читайте также:  Задания для развития памяти после инсульта

Помимо этого выделяют и несколько видов потери памяти в зависимости от типа забытой информации:

  • Визуальное расстройство. Больной не помнит лиц своих родных и друзей, не помнит знакомых мест и другой зрительной информации.
  • Вербальное расстройство. В этом случае забываются имена и различные названия.
  • Нарушение процесса мыслительной деятельности.

Процесс реабилитации памяти у пациента, перенесшего инсульт, должен быть комплексным. Поэтому специалисты назначают не только специальный комплекс упражнений, но и медикаментозную терапию. Помимо этого с согласия доктора можно применять и нетрадиционные методики лечения — ароматерапию и траволечение, которые стимулируют процессы мозговой деятельности.

В качестве лекарственной терапии пациенту с потерей памяти после инсульта назначают следующие препараты:

  1. «Глицин». Он же аминоуксусная кислота. Препарат ускоряет процессы мозговой деятельности, нормализует память и повышает концентрацию внимания. Насыщает поврежденные нейроны важной аминокислотой. Ко всему прочему «Глицин» нормализует сон и снижает выраженность депрессии после приступа.
  2. «Фенотропил». Препарат активизирует работу нейронов и при этом обеспечивает активное взаимодействие обоих полушарий мозга. За счет такого действия повышается скорость усвоения информации и ее запоминания. Благодаря «Фенотропилу» концентрация внимания повышается в разы.
  3. «Пирацетам». Лекарство, которое значительно ускоряет метаболизм в мозге и стабилизирует кровообращение. Дополнительно препарат защищает живые нейроны и повышает концентрацию внимания.
  4. «Аминалон». Этот препарат не только улучшает обменные процессы в мозге, но и активно улучшает работу памяти, мыслительные процессы и запоминание.

Для качественной работы с памятью пациента рекомендуется выполнять специальные упражнения для восстановления памяти после инсульта. Самыми действенными являются такие:

  1. Работа с ассоциациями. В этом случае желательно выяснить, что именно помнит больной из своей прошлой жизни. Затем, чтобы пробудить долгосрочную память, нужно проводить ассоциативные цепочки от одних событий к другим. Подобная тренировка позволяет разбудить долгосрочные воспоминания.
  2. Развитие визуальной памяти. Рекомендуется выложить перед пациентом 5–6 картинок с изображениями животных. Через 1–2 минуты можно перевернуть изображение картинками вниз и попросить пациента перечислить все, что он запомнил. Такое упражнение хорошо тренирует краткосрочную память, но при условии, что у больного не пострадала долгосрочная.
  3. «Выбери нужный наряд». Пациенту предлагают изображение с четырьмя детьми, у каждого из которых имеется отличительный предмет одежды. Дети должны иметь имена. К примеру, у Маши на голове синий бант, а у Пети желтые шорты. Пациенту предлагают запомнить имена детей и их отличительные предметы гардероба. Затем картинку убирают и задают проверочные вопросы. Например: «У кого из детей синий бант?». Или: «В каких шортах Петя?».
  4. Игра в города. Если у пациента не пострадала долгосрочная память, то можно играть в привычную игру. Во-первых, больной вспомнит все буквы алфавита, а во-вторых, активизирует мыслительные процессы. История. Предложите пациенту карточки с названием исторических событий и их датами. В течение одной минуты человеку предлагают запомнить информацию. Затем карточку убирают и просят воспроизвести то, что отложилось в памяти.

Важно: при определенных успехах в запоминании картинки для умственной гимнастики нужно менять на другие. К примеру, это могут быть просто числа для запоминания, изображения растений и пр.

Дополнительно с памятью можно работать с помощью таких методов:

  • игры в шашки и шахматы;
  • разгадывание кроссвордов и головоломок;
  • заучивание стихов и пение песен;
  • решение логических и математических задач.

В восстановлении памяти можно активно использовать и народные рецепты. В частности, на работу мозга хорошо влияют разные травы.

Растения доступны каждому из нас. Стоимость их невысока, а эффективность доказана веками. При необходимости стимуляции мозговой деятельности лучше использовать такие травы:

  1. Чабрец. Необходимо сделать слабый отвар и пить его в течение дня по несколько маленьких глотков.
  2. Шалфей. Готовят слабый настой из травы и кипятка и потом пьют также маленькими глотками понемногу.
  3. Одуванчик. Используют свежий сок, который пьют по 25 мл до каждого приема пищи.
  4. Рябина. Используют кору. Ее необходимо проварить 10 минут и потом настоять еще 6 часов. Процеженное средство пьют по одной столовой ложке три раза в день.
  5. Лимон с сахаром также улучшает работу мозга.

Некоторые ароматические масла также благотворно воздействуют на микроциркуляцию крови в мозге и на его работу. Особенно хорошо в этом плане зарекомендовали себя такие эфирные масла:

Важно: при соединении масел розмарина и лаванды происходит значительная активация кровообращения в мозгу. Также активизируется мыслительная деятельность.

Все перечисленные масла можно добавлять в масло — основу для проведения массажей пациенту, перенесшему приступ апоплексического удара. Также масло можно использовать в аромалампах или несколько капель, добавлять в ванну. Соединять эфирные масла между собой нужно очень осторожно.

Двигательная активность играет немаловажную роль в процессах восстановления памяти пациента. Поэтому, если у больного работают обе части тела после инсульта, необходимо обеспечивать ему активную подвижность по мере его сил.

В частности, можно нагружать пациента дома посильной нетравмоопасной работой. Работающие мышцы тела будут посылать импульсы в мозг, который в этом случае будет дополнительно активизировать нейронные связи.

Благодаря этому будет происходить возбуждение максимального количества рецепторов. В результате неработающие отделы центральной нервной системы будут постепенно активизироваться.

Как правило, на фоне таких поставленных задач память со временем возвращается.

Как только пациент сможет полноценно передвигаться по улице, в процесс восстановления можно включать пешие прогулки по знакомым местам. С согласия доктора человек может заниматься легкими видами спорта при условии нормального тонуса мышц.

Важно помнить, что процесс восстановления памяти у пациента, пережившего апоплексию, достаточно длителен. Поэтому и сам пациент, и лицо, помогающее ему, должны быть терпеливыми и настроенными оптимистично. Положительные эмоции дополнительно играют в пользу восстановления памяти.

Восстановить память после инсульта: проходит ли восстановление, как восстанавливается мозг с помощью упражнений

Если человек выжил после инсульта, это уже большая победа. После необходимого лечения наступает долгий период реабилитации всех пострадавших функций организма. В том числе, страдает и память, её тоже необходимо тренировать и восстанавливать. Этот процесс не быстрый и достаточно трудный. Всё зависит от выносливости организма и от того, насколько сильным был приступ.

Инсульт – это иными словами инфаркт мозга. Он возникает по нескольким причинам и имеет две разновидности. Различают ишемический и геморрагический.

В 80% случаев человека поражает первый. Он возникает в результате нарушения мозгового кровообращения. Причинами могут служить тромбы и холестериновые бляшки, которые закупоривают сосуд и не дают на некоторое время крови попасть к мозгу.

При втором виде происходит кровоизлияние в результате лопнувшего сосуда. Обычно он возникает у людей с изношенными артериями, чаще всего заканчивается летальным исходом.

Спровоцировать приступ могут и некоторые заболевания: гипертония, сахарный диабет, остеохондроз, а также наследственность, вредные привычки.

В результате происходит кислородное голодание нейронов мозга. Они отмирают. В зависимости от времени, на которое произошел сбой в снабжении кислородом и от того, какой участок был поражен и насколько велик масштаб поражения, выражаются последствия перенесенного инсульта, ведь каждый отдел в голове выполняет свою функцию.

Справка: В большинстве случаев после «удара» у больных возникает частичный или полный паралич конечностей, либо всей половины тела, правой или левой. Также распространены случаи нарушения речи или полной её потери. Кроме того, нарушение или потеря слуха. Более подробно рассмотрим потерю памяти после инсульта и ответим на вопрос, можно ли ее восстановить.

Различные отделы головного мозга отвечают за запоминание различной информации.

То есть, за логику и слова отвечает лобная часть, генетику обеспечивает так называемый таламогипоталамический комплекс, за навыки – лимбическая система.

От того, где расположен очаг разрушения нейронов мозга, зависит, какая разновидность памяти пострадала. При запоминании нейроны обмениваются сигналами между собой. После инсульта образуются участки отмерших нейронов, поэтому полноценный обмен между ними невозможен.

  • Также, учеными доказано, что левое полушарие отвечает за логику, причинно-следственные связи, запоминает правильную последовательность явлений и действий.
  • А правое полушарие отвечает за эмоции, воображение, информацию, которую вы видим глазами.
  • Поэтому, какой именно отдел памяти пострадал, зависит от того, какое полушарие мозга пострадало от нехватки кислорода.

Случается, что больной не узнает своих родственников и не помнит кто он. Но более серьезная проблема, когда теряется долгосрочная память.

Человек не может запомнить события, которые происходили несколько минут назад.

По «сроку хранения» в нашей голове, различают оперативную память, которая необходима определенное количество времени. Например, вам необходимо съездить по определённому адресу. Вы посетили данное место, всё, информация больше не актуальна, вы её забываете.

Кратковременная — забывается, если не повторять её. Например, незначительное для вас сообщение в программе новостей по телевизору.

Долгосрочная – это хранение информации неопределенное количество времени. Например, день рождения мамы.

После приступа могут страдать как все виды памяти, так и один из них. Часто возникает ситуация, когда больной не помнит, что с ним было до инфаркта мозга, как он жил.

Также распространены ситуации, когда человек не может запомнить простые вещи. Например, имя медсестры, которая его лечит, какой сейчас месяц и тому подобное.

Еще по типу потери принято делить на вербальную, визуальную и сосудистую деменцию. Первый тип связан с забыванием слов, цифр. Второй – с не запоминанием лиц и окружающей обстановки, третий – и то и другое.

Не запоминание новой информации связано с тем, что нарушен правильный процесс её запоминания, который был до болезни. Необходимо использовать дополнительные методы.

Важно! Чем раньше вы начнете работать над восстановлением, тем больше у вас шансов на успех.

Процесс возврата способности запоминать достаточно трудный. Полная реабилитация больного отмечена в 70% случаев. Успех зависит от нескольких аспектов:

  1. Квалифицированная помощь;
  2. Возраст;
  3. Пол;
  4. Насколько велик очаг поражения нейронов.

Первые успехи наступают в течение первых 2-3недель после проведения интенсивных медицинских мероприятий. Далее до полного возвращения к нормальной жизни придется ждать месяцы и даже годы. Главное – постоянно работать над собой, интенсивно тренироваться.

Больной восстанавливается только с помощью упражнений. Без них не помогут никакие лекарства.

Необходимо начинать с самых простых упражнений. День за днем накапливается всё больше информации.

В течение дня несколько раз повторяйте простые вопросы: как зовут того или иного человека, животного, как называется предмет, какой сейчас год, месяц, день, время года.

Важно! Наберитесь терпения. Подбадривайте больного. Не злитесь, если что-то не получается.

Визуальные упражнения хорошо развивают воображение. Для этого показывайте яркие несложные картинки, рисунки, фотографии. Пусть больной внимательно их изучит в течение 10-15 минут. Затем попросите рассказать, что было изображено.

Ассоциации. Показывайте различные предметы и спросите, с чем они ассоциируются. В первые несколько раз можно подсказать, затем больной должен попытаться вспомнить что-то своё. Например, это будет личная вещь, ранее очень любимая. Допустим, кружка, часы, ручка, брелок и тому подобное.

Совместное чтение. Читайте больному его любимые книги, попросите потом пересказать, что было прочитано. Не стоит выбирать для прочтения новостные ленты, криминальную хронику. Можно взять научно-популярную статью, заметки о природе, животных, путешествиях.

Игра в города очень хорошо тренирует, у некоторых в голове возникают образы тех мест, которые когда-либо посещали лично, или интересовались. У кого-то всплывают воспоминания из уроков в школе или даже географические карты.

Заучивание. Это необходимое упражнение. Оно подготовит к дальнейшей самостоятельной жизни. Напишите список фамилий, имен ближайших родственников и друзей, номера их телефонов. Эти данные хорошо учить по настроению, так лучше запоминается. Между делом хорошо учить небольшие стихи, пытаться проговаривать скороговорки.

Разгадывание кроссвордов и ребусов. Это отлично развивает логику. Можно начать с детских маленьких сканвордов, постепенно переходя к более сложным, в зависимости от успехов. Важно, чтобы был виден результат для самого больного. Психологически положительно влияют все заполненные отгаданные поля.

Записывать. Если у больного нет проблем с конечностями, нет паралича, то заведите блокнот, в котором записывайте всю информацию, которую он считает нужным запомнить.

Для родственников конечно болезнь дорогого человека тоже сильное потрясение, но надо запастись терпением и посильно помогать восстановить утраченное в результате инсульта. Рекомендации по поведению:

  • Если у больного сразу не получается сделать что-то или вспомнить, не ругайте его, это сильно занизит самооценку и приведет к тому, что у больного не будет желания работать над собой;
  • Люди, перенесшие «удар», часто капризные. Нужно их подбадривать, настраивать на то, что всё у них получится, нужно лишь время и упорство;
  • Посидите в любимой домашней обстановке, расскажите любимые истории. Важно как можно больше положительных эмоций;
  • Посмотрите семейный альбом с фотографиями. Расскажите, кто на них изображен, постарайтесь вместе подумать, где и когда они было сделано фото;
  • Полезны совместные прогулки или даже выезды на природу, на дачу, на рыбалку, за грибами или ягодами. Всё то, что любил больной до инсульта;
  • Обеспечьте здоровое и правильное питание;
  • Чаще бывайте на свежем воздухе и проветривайте помещение;
  • Благоприятное воздействие после болезни оказывает общение с животными. Если нет кота, заведите. Хорошо себя зарекомендовали и лошади, так называемая, иппотерапия;
  • Можно поручать выполнять несложные домашние дела, чтобы ваш близкий не чувствовал себя беспомощным и обузой.

Восстановление после приступа – это ежедневный труд. В нём не должно быть перерывов. Не пускайте ситуацию на самотек.

Помимо упражнений, направленных на восстановление памяти, нужно принимать прописанные ему лекарства строго по предписанию врача. Обычно это не менее двух месяцев медикаментозной терапии.

Также каждый день тренируйте мышцы. Только в комплексе возможна победа над недугом.

Без осложнений и последствий после инсульта обойтись почти невозможно. Особого внимания заслуживает восстановление памяти после инсульта, потому что страдает этим последствием большинство людей, и процесс во многом зависит от самого пациента.

Нарушением памяти после перенесенного приступа инсульта страдает почти 60% пациентов.

И если некоторые возвращают воспоминания уже через три-шесть месяцев, то другие долго могут не помнить большинство значительных событий своей жизни.

Происходит это зачастую у людей преклонного возраста или при повторном приступе инсульта, но тогда возможности мозга утрачиваются навсегда. Случается так из-за глубинного поражения мозговой ткани левого полушария и мозжечка, которые отвечают на воспоминания.

При лакунарном или ишемическом инсульте мозжечка гибнет большое количество нервных клеток и нейронов, отвечающих за состояние памяти, речь и нормальное психическое состояние.

Поэтому больные могут страдать провалами в памяти, теряют часть воспоминаний, не могут сориентироваться в пространстве, страдают внезапными скачками психического состояния. При этом многое зависит от частоты приступов, скорости оказания медицинской помощи, типа инсульта и наличия кровоизлияния.

Читайте также:  Время сбора сосновых шишек для настойки от инсульта

Мозговые клетки гибнут бесповоротно, поэтому от лечения и выбранных медикаментов будет зависеть результат и возможности восстановления памяти.

По времени необходимо около полугода или даже года на восстановление памяти, при этом лучше восстанавливаться в санаториях или реабилитационных центрах, где оказывают профессиональную помощь и происходит общее восстановление организма.

Если говорить о пациентах до 40 лет, то их память возвращается полностью в течение трех-пяти месяцев при помощи медикаментов и специальных упражнений. При повторном инсульте или у пенсионеров восстановление может быть неполным.

При поражении мозга инсультом и развитии последствий, связанных с памятью, необходимо определиться с тем, какой тип памяти был поражен. Различают оперативную, кратковременную, долгосрочную память.

Некоторые типы (долгосрочная и оперативная) реабилитируются дольше, а другие могут вернуться неожиданно после восстановления повреждённой области мозга.

Поэтому лечение и терапия подбирается разные, а срок восстановления составляет от двух месяцев до года.

Оперативную память называют рабочей, отвечает она за хранение информации в небольших количествах, позволяющих проводить ежеминутную деятельность, совершать логические выводы и расчеты. За рабочую память отвечает подвижный интеллект, а за кратковременную — лобная и теменная доля, поэтому их отличия достаточно явные.

Большая часть кратковременной памяти формируется при помощи сенсорики. Она позволяет хранить сведения небольшой промежуток времени для повседневного использования. Также кратковременную память называют первичной или активной, она является противоположностью долгосрочной, так как последняя хранится неограниченный промежуток времени.

Долгосрочная память позволяет сохранять большие объемы сведений на протяжении неограниченного промежутка времени, при этом она подвергается кодировке семантическим образом.

Такое состояние поддерживается при помощи глубинных и надежных нейронных связей в коре мозга.

Особое значение в переработке информации в долгосрочную память имеет гиппокамп, который также может быть затронут при инсульте.

В зависимости от типа инсульта и степени поражения головного мозга различают несколько типов нарушений: амнезия, гипомнезия, гипермнезия, парамнезия. Все они имеют схожую природу, но разные симптомы, последствия и, соответственно, возможности лечения. Встречаются и другие нарушения памяти, но проходят они гораздо быстрее, в течение недели-двух без реабилитации.

Амнезия может развиться из-за травмы или поражения головного мозга вследствие заболевания. Заключается она в неспособности сохранять события и информацию, воссоздавать в голове ситуации, повторять полученные знания. Часто пациенты не могут вспомнить даже недавние события, не говоря уже об отдаленных. Может проявляться частично или полностью.

Гипомнезия характеризуется снижением памяти, при котором больной может вспомнить новые данные и сведения, но не может воспроизвести сведения о минувших событиях. Часто пациенту требуется посторонняя помощь, заболевание носит паталогический характер, а основной проблемой является невозможность запоминания и воспроизведения.

Гипермнезия является противоположностью амнезии. Речь идет о повышенной способности запоминания дат, имен, чисел и информации в целом. Может сопровождаться болями и психическими отклонениями из-за необходимости удерживать в памяти множество несущественной информации и деталей. Лечение осложняется появление галлюцинаций, маниакального синдрома, агрессии.

При парамнезии память начинает выдавать ложную информацию, выдавать выдумку за действительность, смешивать настоящие и прошлые события. Зачастую больные не помнят ничего из давно минувших лет, своего прошлого. Иногда парамнезию называют обманом памяти, ложными воспоминаниями.

Восстановление памяти после инсульта может происходить в санаториях или в домашних условиях, но под присмотром врача. При этом пациенты должны четко исполнять рекомендации по лечению, использовать максимум методик, так как от этого будет зависеть срок восстановления и эффективность лечения. Курс включает прием ноотропов, занятия с афазиологом, строгий режим дня, диету и помощь родных.

Самые распространённые и полезные препараты для восстановления памяти после инсульта – это ноотропы, которые выписываются почти всем больным.

Нейрометаболические вещества оказывают особе воздействие на все области головного мозга, стимулирующие обучение, запоминание, воспроизведение и систематизацию знаний.

Происходит это за счет улучшения метаболизма в клетках, насыщения кислородом и глюкозой, восстановления повреждённой ткани. Также ноотропы помогают бороться со стрессами и психическими отклонениями.

Занятия с афазиологом требуются для всех больных, которые страдают речевыми расстройствами и потерей памяти. Специалист проводит упражнения, уроки, направленные на восстановление функций мозга, речь, письмо, запоминание и воспроизведение.

Начинать курс необходимо в первые же дни после инсульта, чтобы не позволить последствиям углубиться и развиться в более серьезную фазу. Обычно занятия проводятся каждый день, после чего пациент должен выполнить часть заданий самостоятельно, закрепить их и повторить при тренере.

Важно, чтобы больной отдыхал не меньше восьми-девяти часов во время сна, правильно питался, избегал стрессов, ходил на прогулки и исключил из жизни вредные привычки.

Такое состояние покоя позволит быстрее вернуться к нормальной жизни, нервной системе отдохнуть, а значит, и память будет восстанавливаться гораздо быстрее.

Не стоит перенапрягаться перед компьютером, телевизором или подолгу работать.

Необходимо исключить все жирные, соленые и копченые продукты, которые насыщены токсинами, а также отказаться от кофе, сигарет и алкоголя. Следует включить в рацион больше фруктов, овощей, натуральных каш, молочных продуктов, супов и белого мяса. Особенно хороши для восстановления памяти такие продукты, как шоколад, орехи, черника и яйца без желтка.

Никакое лечение не будет эффективным без помощи и поддержки родных, которые должны всячески способствовать лечению и возвращению памяти.

Следить за выполнением всех предписаний врача, своевременным приемом медикаментов, выполнением лечебной физкультуры.

Важно проводить совместные упражнения, рассказывать больше историй о пациенте, читать больному книги, совершать прогулки по значимым местам, и стараться вернуть интерес к жизни.

Методы восстановления памяти при инсульте включают несколько компонентов, которые применяются во всех клиниках и санаториях, а именно: создание зрительных образов и выстраивание ассоциаций, повторение и закрепление информации, решение головоломок и логических задач. Так как методы просты, использовать их можно самостоятельно, в домашних условиях, но каждый день. Тогда результативность повышается в несколько раз.

Так как больше 70% памяти построено на зрительных образах, восприятии картинок и четких символов, вернуть воспоминания можно с помощью фотографий, видео, фильмов, воссоздания знакомой обстановки.

Это будет формировать в мозге у человека привязку в минувшим событиям и заставлять нейроны быстрее реагировать. Метод построен на систематическом показе образов и отслеживании реакции мозга.

Так несознательно человек может активно реагировать на увиденное, а после память начнёт возвращаться самостоятельно, хоть и фрагментами.

Как и дети в школе, больные инсультом, страдающие ухудшением памяти, должны систематизировать и закреплять знания. Делается это каждый раз в конце занятия и перед началом следующего. Неоднократное повторение позволяет нейронам и нервной системе восстанавливать работу, повышать умственные способности, учиться закреплять знания в голове.

Упражнения для восстановления памяти после инсульта могут проводиться в виде головоломок или логических игр, где используются все внешние, ассоциативные образы, числа, множество оттенков и упражнений. Больные задействуют все области мозга для решения задач, усиливая работу нейронных связей, формируя новые умения, улучшая работу логического мышления, письма и речи.

Есть перечень продуктов, которые способствуют улучшению и возвращению памяти. Это яйца, вода, лимон, орехи и шоколад. В обыденной жизни их особенно рекомендуют детям и людям преклонного возраста для улучшения функций мозга. Но после инсульта они могут принести особую пользу.

  1. Вода отвечает за восстановление электролитного и водного баланса в организме, от чего нервная система и нейроны смогут легче восстановить повреждённую область мозга и запустить процесс метаболизма. Вода в количестве до двух литров в день способна вывести токсины, нормализовать работу сердечной, кровеносной и дыхательной системы.
  2. Лимон, апельсин или гранат особенно богаты на витамин С, которые не только повышает тонус организма, но и расщепляет жиры и холестерин, улучшает метаболизм в клетках, помогает проводить воду и насыщать мозг кровью. Это позволяет восстановить память, речь и письмо.
  3. В яйцах содержится наибольшее количество витаминов группы В, А, Е и микроэлементов. Для памяти особое значение имеет вещество холин, который улучшает работу мозга, запоминание и хранение информации. При этом важно не злоупотреблять продуктом, и съедать в день не больше одного-двух яиц в вареном состоянии и, желательно, без желтка.
  4. В орехах в достаточном количестве содержится витамин С, а также такие вещества, как лецитин и магний, улучающие работу мозга и активизирующие память. Поэтому миндаль, грецкий орех, фундук, кешью и арахис рекомендуют принимать в процессе профилактики или перед занятиями.
  5. Шоколад богат такими элемента ми, как магний, антиоксиданты, биофлаваноиды, которые отвечают за выведение токсинов, защиту клеток мозга от разрушения, нормализацию мыслительных процессов и памяти. Но такими свойствами обладает только черный шоколад.

Существует несколько приемов и в народной медицине, которые улучшают память и помогают бороться с последствиями инсульта в любом возрасте. Это могут быть настойки из сосновых шишек, отвары из подорожника, ванны с хвоей, морковно-огуречные соки. Но наибольшую пользу приносит сок одуванчика и добавки из стеблей овса.

  • Сок одуванчика используют еще с древности для лечения гастритов, сахарного диабета, слепоты и последствий инсульта. Лечебное свойство обеспечивается за счет нормализации кровотока, стимуляции памяти и речевой деятельности. Принимать сок одуванчика можно в виде настоек, отваров, чаев, добавлять в еду или салаты.
  • Стебли овса в народной медицине используются для улучшения памяти, стимулирования умственных процессов благодаря содержанию витаминов группы В, А, Е, фосфора, кальция и растительных белков. Из стеблей можно готовить отвары, чаи, делать компрессы, ванны, настойки и даже мази.

Восстановление памяти происходит в 80% случаев у пациентов после первого приступа. Что касается повторного инсульта, то показатель снижается до 50%, а у пенсионеров – до 30%. А вот люди до 40 лет смогут вернуть воспоминания и восстановить умственную деятельность почти в 100% случаев, но за три-шесть месяцев.

У людей, которые перенесли инсульт, часто наблюдаются когнитивные нарушения, в том числе проблемы с памятью. К счастью, нарушения памяти, как и другие последствия инсульта, поддаются терапии благодаря нейропластичности мозга и восстановлению связей между нейронами.

Мозг состоит из множества различных частей, каждая из которых контролирует определенные функции. Например, двигательная деятельность «записана» в двигательной коре, речь — в речевом центре и т.д.

Но за память и процесс вспоминания отвечают сразу множество отделов мозга. По этой причине эффективная память требует серьезной подготовки мозга.

Восстановление мозга после инсульта само по себе очень ресурсозатратно для организма, поэтому довольно часто отмечаются нарушения памяти. Тем не менее, нейропластичность эффективна не только в вопросах восстановления двигательной сферы. Нейропластичность поможет усилить и память. Но для начала давайте разберемся, как устроен процесс запоминания.

Формирование любого воспоминания протекает в три этапа: запоминание, хранение и воспроизведение. Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную.

  • Запоминание. В зависимости от вида информации процесс запоминания делится на три вида: визуальное, звуковое и смысловое. Мозг каждого человека склонен лучше запоминать определенные виды информации. Например, некоторые люди лучше помнят имена по лицам (картинка); другим проще дается запоминание имени после произнесения (звук).
  • Хранение. Информация может храниться в краткосрочной памяти на протяжении небольших промежутков времени, и затем воспоминание забывается или переносится в долгосрочную память.
  • Воспроизведение. Заключительный этап представляет собой извлечения информации. Этот этап является наиболее трудным для каждого человека.

Согласно данным SimplePsychology.org, информация из краткосрочной памяти хранится и воспроизводится последовательно. С другой стороны, информация в долгосрочной памяти хранится и воспроизводится на основании ассоциаций. Например, если человек находится в комнате и не помнит, зачем туда вошел, скорее всего, он вспомнит это, если вернется в комнату, из которой вышел.

Память формируется в виде образов, звуков и смысловых конструкций. Долгосрочная память формируется путем образования ассоциаций.

Следовательно, можно улучшить память, создавая ассоциации с изображением, звуком или смыслом.

Например, если человек забывает принимать лекарство, он может связать у себя в голове этот процесс с определенным временем и изображением кофе. Каждый раз, когда он будет видеть перед собой чашку кофе по утрам, будет автоматически вспоминать и о лекарстве.

Также для облегчения процесса вспоминания можно запоминать рифмы. Например, все помнят правило «ЖИ-ШИ пиши через И»? Очень многие знают его просто потому, что оно рифмуется.

Создание ассоциаций для улучшения памяти требует определенной креативности. К счастью, даже если ассоциации кажутся странными, они в любом случае помогут создать более прочное воспоминание, чем если бы их не было.

Другой способ улучшения памяти — создания мысленного образа в процессе какой-либо деятельности. Например, если человек постоянно забывает купить молоко, он может заранее представить себя в магазине с молоком.

Такое мыслительное «кино» послужит отличным материалом для ассоциации.

И в следующий раз, когда человек пойдет в магазин, шансы вспомнить о молоке будут выше, ведь теперь его ум связывает магазин и молоко в одну ассоциацию.

Визуализация — мощный инструмент нейропластичности и образования новых связей, но она работает только при условии регулярной тренировки.

Еще один отличный способ улучшить память — постоянная практика вспоминания. Несмотря на очевидность данного утверждения, большинство из нас не тренирует память намеренно.

Очень полезно играть в специальные игры для тренировки памяти, которые стимулируют процессы запоминания, хранения и воспроизведения.

Чем чаще человек использует свою память, пусть даже в игровой форме, тем легче ему будет вспоминать.

Постоянная практика запоминания стимулирует нейропластические процессы, которые перестраивают головной мозг и улучшают способности к запоминанию. Вот почему тренировка закрепляет результат наилучшим образом.

Пока человек, который перенес инсульт, старается преодолеть проблемы с памятью, ему стоит все-таки подстраховаться и всегда иметь под рукой важную информацию, например:

  • список того, что нужно делать каждый день (занятия по реабилитации, график приема лекарств, проверка электронной почты и т.д.);
  • список имен, которые человек часто забывает;
  • список лекарств, которые необходимо принимать с описанием их назначения;
  • список вопросов для лечащего врача;
  • дневник прогресса, чтобы можно было видеть, насколько человек продвинулся вперед!

Пусть эти записи будут все время под рукой, чтобы не искать нужную информацию, когда она понадобится.

Количество времени, которое потребуется на восстановление памяти после инсульта, зависит от ряда факторов таких, как:

  • степень тяжести инсульта;
  • сколько времени уделялось упражнениям;
  • насколько постоянной была практика.

Если инсульт был тяжелый, восстановление памяти может потребовать больше времени, поскольку все ресурсы головного мозга уже расходуются на восстановление других сфер.

Тем не менее, нейропластичность будет эффективна, и постоянные тренировки помогут улучшить состояние человека. Повторение — это топливо мозга, благодаря которому он начинает восстанавливаться и меняться.

Восстановить память после инсульта возможно.

источник