Меню Рубрики

Как восстановить координацию движения после инсульта

Атаксия – один из видов двигательных расстройств, который встречается у пациентов после инсульта. Это сборное понятие, которое включает несколько видов нарушений координации движений. В клинической практике чаще всего встречается мозжечковая атаксия, причина которой – нарушение кровообращения в мозжечке. Согласно статистическим данным, мозжечковый инсульт встречается не так часто – примерно в 10% случаев.

Однако, более половины эпизодов этого типа инсульта заканчиваются летально, а среди выживших регистрируется очень большой процент потери работоспособности.

Атаксия – это нарушение координации движений и моторики

В норме координация движений регулируется такими отделами головного мозга:

  • продолговатый и средний мозг;
  • мозжечок;
  • вестибулярный аппарат;
  • лобно-височная кора больших полушарий.

В задней части ствола головного мозга проходят пучки Голля и Бурдаха. Они отвечают за глубокую мышечную чувствительность. Основная задача мозжечка – дополнение и согласование работы двигательных центров. Благодаря ему, движения становятся плавными, четкими и соразмерными. Червь мозжечка поддерживает нормальный тонус мышц и равновесие. Благодаря согласованной деятельности вестибулярных ядер, достигается поддержание равновесия во время движений. Кора лобной доли отвечает за произвольные движения.

Тяжело сказать, какой из этих отделов является самым важным в координации движений. Все они связаны многочисленными синаптическими связями, что обеспечивает нормальную двигательную активность. В зависимости от того, где произошел инсульт, врачи-клиницисты различают такие виды нарушений координации движений, или атаксий:

Этот вид атаксии развивается после инсульта в задних столбах спинного мозга, таламуса. Она может проявляться в обеих конечностях, одной руке или одной ноге. Этот вид двигательного расстройства характеризуется потерей проприоцептивной чувствительности. Пациент не может оценить положение собственных частей тела. Наблюдается так называемая штампующая походка – больной чрезмерно сгибает ноги и очень сильно ступает на пол. Часто жалуется на ощущение ходьбы по мягкому ковру. Пострадавший постоянно смотрит себе под ноги, пытаясь таким образом смягчить патологические симптомы. При закрывании глаз проявления атаксии усиливаются.

Развивается после мозжечкового инсульта. Наблюдается шаткость при ходьбе. Пациент отклоняется в сторону очага поражения, в тяжелых случаях падает. Если поражён червь мозжечка, падение возможно в любую сторону и назад. Ходьба шаткая, с широко расставленными ногами. Ходьба приставным шагом невозможна или резко нарушена. Движения рук несоразмерны, замедлены. В большей степени страдают рука и нога со стороны поражения. Речь замедляется, становится растянутой, скандированной. В отличие от афазий, где в основе речевых расстройств лежит гибель нейронов корковых центров, у пациентов после мозжечкового инсульта нарушается координация движений. Изменяется почерк – буквы стают размашистыми, крупными.

Отличительные особенности походки больного с атаксией

Вестибулярная атаксия проявляется при движении, в положении сидя или стоя. Симптомы усиливаются при поворотах головы, туловища, глаз. Человек отказывается выполнять эти движения, заменяет их другими или выполняет в медленном темпе. Благодаря зрительному контролю удается значительно компенсировать нарушения координации. При одностороннем поражении вестибулярных ядер шаткость и отклонения тела происходят в сторону поражения. Особенно заметны двигательные расстройства при ходьбе с закрытыми глазами. Вестибулярная атаксия сопровождается выраженными вегетативными нарушениями – тошнотой, головокружением, нистагмом.

Специфическое нарушение координации движений, которое развивается у пациентов после инсульта в лобной доле больших полушарий головного мозга. В основном в таких ситуациях страдают ноги. Руки при этом не задействованы. Походка больного неуверенная, шаткая, по одной линии. Корпус отклоняется назад. Пациент не может стоять и ходить, при том что у него нет признаков пареза или паралича.

Клинические проявления корковой атаксии

Диагностика нарушений координации движений у пациентов после инсульта основывается на таких моментах:

  • жалобы больного;
  • данные осмотра;
  • результаты диагностических тестов;
  • данные результатов дополнительных методов исследования.

Координаторные пробы позволяют определить вид атаксии, установить место локализации инсульта.

Первой определяется статическая атаксия. Пациента ставят в позу Ромберга – ноги вместе, руки вперед, глаза закрыты. Оценивается устойчивость больного. После обычной пробы Ромберга проводится усложненная – руки просят протянуть перед собой на уровне плеч, пальцы растопырить в стороны, ноги поставить так, чтобы носок одной касался пятки второй конечности.

Исследование функции мозжечка

Затем оценивается походка. Пациента просят пройти обычной походкой по прямой линии, приставляя пятку к носку и фланговой походкой.

После этого проводится диагностика динамической атаксии. Пациента просят вытянуть руки перед собой и достать указательным пальцем кончика носа или молоточка. Проба проводится с открытыми и закрытыми глазами.

Оценить симметричность и синхронность движений можно с помощью пробы на асинергию – пациента просят вытянуть руки перед собой и сделать движения, похожие на вкручивание лампочек. Еще одна диагностическая проба – на дисметрию. Больному необходимо поднять обе руки до уровня плеч и вытянуть их перед собой. После этого нужно одну руку поднять вертикально вверх и опустить до уровня второй. Пробу повторяют с противоположной стороны.

Пяточно-коленная проба – в положении лежа больной должен коснуться пяткой одной ноги колена противоположной.

Асинегрия Бабинского – пациента просят сесть, скрестив руки на груди. Если причина нарушения координации движений в мозжечке – поднимается не корпус, а ноги.

К сожалению, четких рекомендаций по поводу лечения различных видов атаксий нет. Основополагающая лечебного процесса – это лечение основного заболевания.

У больных после инсульта в первые часы после заболевания на первый план выходит возобновление кровообращения в очаге некроза. Затем назначаются ноотропные и сосудистые средства. Основная их задача – уменьшить размер очага, помочь выжившим нейронам интегрироваться в общую деятельность ЦНС.

Как только станет возможным, пациент начинает двигательную гимнастику.

Чтобы улучшить координацию, необходимо выполнять сложные целенаправленные действия – поднимать небольшие предметы с пола, открывать замки, «догонять» руками движущиеся объекты, нажимать кнопки, расположенные на некотором расстоянии от больного. Если нужно согласовать движения двух суставов, то один из них фиксируют и проводят движения без него.

При вестибулярной атаксии проводят упражнения с увеличением и уменьшением площади опоры, с устранением зрительного контроля – в темноте, с завязанными глазами, с наушниками. Рекомендуется ходьба по неровной местности, спиной вперед, по трафарету. Очень полезно комбинировать подобные упражнения с гимнастикой для глаз.

Немаловажную роль играют массаж, пассивная гимнастика, физиотерапевтические процедуры.

источник

Летальность после инсульта ишемического типа составляет 15%, геморрагического типа – 33%. Пациенты, выжившие после перенесенного острого нарушения мозгового кровотока, часто испытывают трудности из-за расстройства двигательной координации и моторной функции. Чаще затруднения связаны с развитием локальных параличей, парезов, мышечной слабостью, потерей чувствительности. Чтобы избежать подобных последствий, пациенту рекомендуют пройти курс реабилитации в медицинском учреждении. Восстановление ходьбы и моторной активности после инсульта продолжают в домашних условиях.

Люди пожилого возраста могут перенести инсульт «на ногах», не подозревая о тяжести грозящих нарушений. Определить состояние инсульта поможет простой тест, которым пользуются врачи скорой помощи:

  • При попытке улыбнуться у пациента наблюдается ассиметричная мимика.
  • Если из позиции сидя пациент поднимает обе руки под углом 90° (из позиции лежа – под углом 45°), одна рука непроизвольно падает.
  • Пациент неразборчиво, невнятно говорит.

При наличии указанных признаков, необходимо вызвать скорую помощь, чтобы предотвратить тяжелые последствия инсульта. Если острое нарушение мозгового кровотока произошло, многим пациентам приходится задумываться на тему, как начать ходить после инсульта. Гемипарезы (парезы в одной половине тела) – одно из часто встречающихся осложнений.

Реабилитационное лечение в домашних условиях может продолжаться несколько лет. Продолжительность курса зависит от характера и объема пораженной ткани мозга. При масштабных повреждениях мозгового вещества с последующим формированием стойкого неврологического дефицита, больной продолжает реабилитационное лечение в течение всей жизни. Восстановление ходьбы для многих пациентов является первоочередной задачей.

Ограничение мобильности сопряжено с развитием гиподинамии, сердечно-сосудистых патологий, психических расстройств, с ухудшением качества жизни. Нормальная двигательная активность делает человека независимым. Если он самостоятельно передвигается, он способен ухаживать за собой. Поражение конечностей – типичное постинсультное осложнение. Возобновление функций конечностей – основная цель первого этапа реабилитационного лечения.

Ходьба – важнейшая сенсомоторная активность, которая требует привлечения и слаженной работы всех отделов ЦНС. Ходьба после инсульта обычно отличается от нормальной походки. В зависимости от симптомов различают виды патологически измененной походки:

  1. Анталгическая (коррелирующая с болезненными ощущениями во время двигательной активности, больной выбирает позу, при которой меньше ощущает боль). Характеризуется уменьшением времени опоры на поврежденную конечность. Наблюдается хромота, ограничение объема движений (пассивных, активных).
  2. Паретичная, гипотоническая. Наблюдается степпаж (нарушение обусловлено отвислостью стопы, при ходьбе больной поднимает ногу высоко, резко выбрасывает конечность вперед и опускает), пациент не способен передвигаться на пятках.
  3. Гемипаретическая. При выполнении каждого шага отсутствует взмах поврежденной рукой. Наблюдается циркумдукция (периферическое круговое движение) и волочение пораженной ноги. При движении слышны шаркающие звуки трения подошвы о пол.
  4. Парапаретическая. Выполнение движений сопряжено с большими усилиями. Конечности немного согнуты. Больной делает компенсирующие движения туловищем, чтобы удерживать равновесие.
  5. Вестибулярная. Отклонение тела в одну сторону, атаксия – нарушение согласованности при сокращении группы мышц.
  6. Сенситивная атактическая. Характеризуется снижением скорости. Больной широко расставляет ноги, поднимает их высоко и резко опускает на пол.
  7. Мозжечковая атактическая. Шаткость, неуверенность движений, несогласованные, нетвердые шаги. Длина каждого шага различается. Пациент стремиться придерживаться руками за опору.

Независимо от вида нарушения походки, можно улучшить моторную функцию, регулярно выполняя специальные упражнения. Разработаны медицинские устройства и тренажеры, которые предназначены для отработки элементарных двигательных навыков. Обычно их устанавливают в реабилитационных центрах. При желании подобный тренажер можно использовать в домашних условиях.

Беговые дорожки, модули активной реабилитации, лестничные тренажеры оснащены системами разгрузки веса и элементами, компенсирующими ударные нагрузки, чтобы предотвратить переутомление позвоночника, мышц, суставов. Устройства применяются, чтобы научиться ходить после инсульта, или отработать такие приемы, как подъем по лестнице и преодоление препятствий на дороге.

Чтобы учиться идти, используют приспособления типа ортопедические ходунки. Многие пациенты после инсульта интересуются, какие ходунки лучше. Выбор подходящей модели осуществляется с учетом индивидуальных особенностей пациента и его потребностей. Ходунки различаются конструкцией, набором функций, материалом изготовления и другими параметрами. Основные виды:

  • Стационарные. Выглядят как каркас из металла, обеспечивают надежную поддержку и устойчивость туловищу. Пациент опирается на каркас, поднимает и передвигает его в нужном направлении, что обеспечивает возможность дальнейшего передвижения.
  • Имитирующие шаг. У модели обе стороны передвигаются вперед поочередно, что олицетворяет подражание нормальной походке.
  • Роллаторы. Оснащаются колесной базой и тормозной системой, которая предотвращает неуправляемое качение устройства. Модель не нужно приподнимать и переставлять, она движется сама за счет вращения колесиков.

При подборе модели важно учитывать рост и вес пациента. Людям с избыточным весом подойдут конструкции с усиленным каркасом. Если в результате инсульта повреждена моторная функция рук, лучше выбирать устройство, оснащенное удобными рукоятками.

Первый этап реабилитации ассоциируется с постельным режимом. В этот период необходимо выполнять пассивные и активные движения конечностями, чтобы нормализовать мышечный тонус. Дыхательные практики препятствуют появлению застойных явлений в легких, ведущих к развитию пневмонии.

Вставший с постели человек может начинать тренировки и занятия, направленные на возобновление моторных функций. Восстановление подвижности ног после инсульта выполняется разными методами. Врачи рекомендуют подходить к решению проблемы комплексно, сочетая несколько методик:

  1. Лечебная гимнастика. Любое упражнение (сгибание, разгибание, вращение) вовлекает нервную систему в формирование ответной реакции, что стимулирует передачу импульсов и работу двигательных зон мозга.
  2. Скандинавская ходьба. Высокие результаты по нормализации двигательных функций после инсульта достигаются при помощи скандинавской ходьбы. В ходе занятий задействуются мышцы ног, рук и спины. Опора на палки помогает удерживать равновесие.
  3. Тренировки в формате восточных практик (йога). Йога сочетает медитацию, технику дыхания и физические упражнения, что благотворно сказывается на здоровье и самочувствии в целом. Занятия развивают выносливость, гибкость, пластичность всех частей тела, что способствует нормализации моторной функции.
  4. Водные процедуры. Встать на ноги после инсульта поможет такая процедура, как гидромассаж (вихревые ванны). Современные СПА-бассейны, джакузи, гидромассажные ванны обладают многими функциями – регулируются массажные режимы, температура воды и другие параметры.

Восстановить мобильность после инсульта поможет классический массаж. Процедура стимулирует кровообращение, улучшая снабжение поврежденных тканей питательными веществами и кислородом. Массаж проводится с целью расслабления спастических мышц и уменьшения болезненности в зоне пораженной конечности. Длительность процедур на начальном этапе не превышает 5 минут. Массажные движения должны быть мягкими, плавными.

Читайте также:  Лечение последствий ишемического инсульта в санаториях

Описаны случаи использования велосипеда для реабилитации после инсульта. У больных с нарушением двигательной координации подобные занятия тренируют способность удерживать равновесие. Применяя велосипед, нужно заручиться помощью близких людей, которые будут страховать от потери равновесия и падения.

Упражнения, которые делают после инсульта для восстановления двигательной активности и развития навыков ходьбы, подбирают с учетом характера повреждений, к примеру, вида паралича. При парезах и параличах периферического типа наблюдается мышечная гипотония (пониженный тонус) вплоть до атонии (отсутствие тонуса).

Парезы и параличи центрального типа сопровождаются повышением мышечного тонуса вплоть до развития гипертонуса по спастическому типу. В первом случае упражнения направлены на нормализацию кровообращения, стимуляцию нормальных нервных импульсов, улучшение трофики (структуры и функций) ткани, укрепление мышц.

При центральных парезах выполняют упражнения для расслабления мышц, устранения спастичности и понижения мышечного тонуса. Врач индивидуально подберет подходящий комплекс лечебной гимнастики. Примерный комплекс упражнений, которые помогут, как восстановить ногу после инсульта, так и отработать навыки походки:

  1. Упражнение 1. В лежачем положении (на спине) поднимать поочередно левую и правую ноги. Поднятие конечности выполняется на вдох, опускание – на выдох.
  2. Упражнение 2. Из позиции лежа на спине, чередуя ноги, сгибать их в коленных суставах и подтягивать к животу. Сгибание выполнять на вдох, разгибание – на выдох.
  3. Упражнение 3. Принять горизонтальное положение на спине, руки вытянуть вдоль туловища, ноги согнуть в области коленного сустава, стопы опереть об пол. Разводить в стороны и сводить колени.
  4. Упражнение 4. Из горизонтальной позиции на спине положить руки вдоль тела, вытянутые ноги сдвинуть вместе. Приподнять конечности и совершать вращательные движения, имитируя кручение педалей и езду на велосипеде.
  5. Упражнение 5. Из горизонтальной позиции на боку поочередно поднимать и опускать верхнюю ногу. Поднятие осуществляется на вдох, опускание – на выдох. Через 10 махов, повернуться на другой бок, повторить занятия.
  6. Упражнение 6. Принять горизонтальную позицию на спине, руки расположены вдоль тела, ноги согнуты в коленном суставе. Сжимать между коленями мяч в течение 5-10 секунд.
  7. Упражнение 7. Принять горизонтальную позицию на спине, руки находятся вдоль туловища, ноги сомкнуты и вытянуты. Вытягивать носок вперед, затем с усилием направлять его назад, вытягивая вперед пятку, движение повторяется несколько раз поочередно разными ногами.

Отработать каждую позицию нужно 5-10 раз. Регулярные занятия нормализуют тонус мышц и вернут подвижность суставам. Если больной малоподвижен и не может управлять конечностью, делают пассивную гимнастику. Помощник (медсестра, сиделка) сгибает и двигает конечностями больного в заданной последовательности. Учиться ходить после инсульта помогут несложные занятия, которые нужно выполнять, гуляя по улице:

  1. Наступать поврежденной ногой на бордюр, а здоровой ногой – на асфальт.
  2. Ходить по бордюру обеими ногами.
  3. При движении намеренно делать широкие шаги (увеличивать расстояние между стопами).
  4. Ходить по нарисованным на асфальте параллельным линиям. Расстояние между линиями превышает ширину плеч, чтобы ноги при движении были согнуты в коленных суставах.

Врачи рекомендуют гулять на свежем воздухе не меньше 1 часа ежедневно. Чтобы восстановить двигательную функцию после инсульта, нужно регулярно несильно нагружать поврежденную конечность, ходить до момента, как появится ощущение усталости в мышцах.

После инсульта врачи рекомендуют носить ортопедическую обувь, которая предохраняет стопу от подворачивания. Лучше выбрать высокую обувь, которая надежно поддерживает, фиксирует и защищает голеностопный сустав. Одежда для занятий должна быть просторной и удобной, не сковывать движения, хорошо впитывать влагу.

Восстановление двигательных функций после инсульта выполняется разными способами. Применение нескольких методик в совокупности улучшит результаты реабилитационного лечения. Подобрать подходящие занятия и тренировки поможет лечащий врач.

источник

Одно из основных нарушений, которые нанес инсульт, это сильная потеря координации движений. Я не мог выполнить самый простой тест. Вытянуть руки вперёд, закрыть глаза и коснуться левой и правой рукой кончика носа. Я промахивался. Правой рукой не сильно. Вместо кончика носа попадал в переносицу. Левой рукой промазывал сильно, попадал в район лба, а то и вообще промахивался мимо головы.

Восстановление после инсульта не возможно без восстановления координации. Что бы совершить любое движение требуется не только сила мышц. Необходимо координировать их работу.

В начале я не мог чайную ложку положить в чашку. Не попадал.

Сильнее координация нарушена с левой стороны. Но мы не делаем больше упражнений на левую сторону. Всё уравнивается постепенно в ходе занятий.

Для восстановления координации мы делаем специальную гимнастику. Подобрали упражнения для отработки именно тех движений, с координацией которых проблема. По мере восстановления мы усложняем гимнастику. Поэтому вышло несколько гимнастик. Вот гимнастика с которой мы начали. Часть упражнений мы начали делать ещё в кровати.

  • выполняю сидя в кровати.
  • вытягиваю обе руки перед собой.
  • закрываю глаза.
  • попеременно касаюсь кончика носа пальцами правой и левой руки.
  • 10 повторений.
  1. выполняю сидя в кровати.
  2. правой рукой «рисую» квадрат. Перед собой, на расстоянии вытянутой руки. На уровне лица.
  3. 10 повторений.
  • выполняю сидя в кровати.
  • левой рукой «рисую» квадрат. Перед собой, на расстоянии вытянутой руки. На уровне лица.
  • 10 повторений.
  1. выполняю сидя в кровати.
  2. правой рукой «рисую» круг. Перед собой, на расстоянии вытянутой руки. На уровне лица.
  3. 10 повторений.
  • выполняю сидя в кровати.
  • левой рукой «рисую» круг. Перед собой, на расстоянии вытянутой руки. На уровне лица.
  • 10 повторений.
  1. выполняю сидя в кровати.
  2. двумя руками одновременно и синхронно «рисую» два квадрата. Перед собой, на расстоянии вытянутой руки. На уровне лица.
  3. 10 повторений.
  • выполняю сидя в кровати.
  • двумя руками одновременно и синхронно «рисую» два круга.
  • 10 повторений.
  • Перед собой, на расстоянии вытянутой руки. На уровне лица.

При рисовании фигур стараюсь что бы фигуры получались ровными и аккуратными. Упражнения выполняю не торопясь, плавно и спокойно.

Упражнения очень простые. Мы начали их делать через три недели после инсульта. Результат от них заметный и очевидный. Мы делали гимнастику пять раз в неделю. Через месяц сильно улучшилась координация движений и рук и ног. Стали получаться более сложные упражнения.

Любое совершаемое движение — это микро тренировка на координацию. Важно думать прежде чем что-то делать. Даже что бы просто протянуть руку к чашке и взять её, нужно думать, что и как делаешь. В мозге прописывается и запоминается каждое движение, особенно повторяемое многократно. Это и есть навык.

Мы поняли, что если движения делать медленно и плавно, то их легче координировать и делать правильно. В результате в мозге фиксируется правильное движение, а не ошибка. Плюс к этому при плавных и медленных движениях я делал меньше разрухи и не цеплял окружавшие меня предметы. Так что самый действенный способ восстановления координации, это контроль за каждым движением и плавность.

Но это не отменяет специальных упражнений. Правильная гимнастика состоит из движений более сложных чем в жизни. Поэтому научившись делать сложное, потом легко сделать простое. Мы видим в этом суть спортивных тренировок при восстановлении после инсульта. Катаясь на лыжах, велосипеде или совершая длительные пешие прогулки совершаем миллионы движений.

Происходит тренировка силы и выносливости. Отрабатывается и закрепляется координация движений. В обычной жизни нет таких нагрузок и сложных движений, как в спорте. Поэтому после тренировок простые и обычные навыки активно восстанавливаются.

Перейдя из «лежачего», постельного режима в «ходячий» и немного восстановив начальные навыки координации мы перешли к более сложной гимнастики:

  1. выполняю стоя. Если необходимо. Делаю с опорой.
  2. руки на поясе.
  3. переношу вес на левую ногу. Правая нога полностью разгружена
  4. носком (большим пальцем) правой ноги, прямо перед собой, рисую на полу фигуры по порядку (круг, квадрат, треугольник).
  5. Фигуры рисую среднего размера, что бы было удобно и не приходилось тянуться.
  6. 3 повтора х 3 фигуры.
  • выполняю стоя. Если необходимо. Делаю с опорой.
  • руки на поясе.
  • переношу вес на правую ногу. Левая нога полностью разгружена.
  • носком (большим пальцем) левой ноги, прямо перед собой, рисую на полу фигуры по порядку (круг, квадрат, треугольник).
  • 3 повтора х 3 фигуры.
  1. выполняю стоя. Если необходимо. Делаю с опорой.
  2. руки на поясе.
  3. переношу вес на левую ногу. Правая нога полностью разгружена.
  4. носком (большим пальцем) правой ноги, прямо перед собой, рисую на полу цифры, по порядку от 1 до 10.
  5. Цифры рисую среднего размера, так что бы было удобно и не приходилось тянуться.
  6. 2 повтора х 10 цифр.
  • выполняю стоя. Если необходимо. Делаю с опорой.
  • руки на поясе.
  • переношу вес на правую ногу. Левая нога полностью разгружена
  • носком (большим пальцем) левой ноги, прямо перед собой, рисую на полу цифры, по порядку от 1 до 10.
  • 2 повтора х 10 цифр.

Эти упражнения мы выполняем плавно. Во время «рисования» фигур или цифр на полу движения делаю плавно и не торопясь. Главное качество «рисунка». Такими упражнениями мы тренируем координацию, это главное. Поэтому в начале я делал их с опорой.

Что бы не задумываться о равновесии. Стоя на левой ноге мне сложнее сохранять равновесие. Стоя на правой ноге, равновесие сохраняю уверенно, но при этом «рисование» левой ногой получается не очень. Как раз при выполнении подобных упражнений вылезают косяки с координацией. Их-то мы и вылавливаем.

Инсульт достаточно опасное заболевание, которому подвержены люди далеко не только старческого возраста, но и среднего и даже совсем молодого.

Инсульт – чрезвычайная опасная ситуация, когда требуется немедленная помощь. Зачастую он заканчивается инвалидностью, во многих случаях даже смертельным исходом. Помимо закупорки кровеносного сосуда при ишемическом типе, причиной приступа может стать и кровоизлияние в мозг на фоне повышенного давления, иначе говоря геморрагический инсульт.

Ряд факторов увеличивает вероятность наступления инсульта. Не всегда виновны, например, гены или возраст, хотя после 60 лет угроза значительно возрастает. Тем не менее, каждый может что-то предпринять для его предотвращения.

1. Избегайте гипертонии

Повышенное артериальное давление является основным фактором угрозы развития инсульта. Коварная гипертония не проявляется симптомами на начальном этапе. Поэтому больные замечают ее поздно. Важно регулярно измерять кровяное давление и принимать лекарства при повышенных уровнях.

2. Бросьте курить

Никотин сужает кровеносные сосуды и повышает артериальное давление. Опасность инсульта у курильщика вдвое выше, чем у некурящего. Тем не менее, есть и хорошие новости: те, кто бросают курить, заметно снижают эту опасность.

3. При избыточной массе тела: худейте

Ожирение — важный фактор развития инфаркта мозга. Тучные люди должны задуматься о программе похудения: есть меньше и качественнее, добавить физической активности. Пожилым людям стоит обсудить с врачом, в какой степени им полезно снижение веса.

4. Держите уровни холестерина в норме

Повышенный уровень «плохого» холестерина ЛНП ведет к отложениям в сосудах бляшек и эмбол. Какими должны быть значения? Каждый должен выяснить в индивидуальном порядке с врачом. Поскольку пределы зависят, например, от наличия сопутствующих заболеваний. Кроме того, высокие значения «хорошего» холестерина ЛВП считаются положительными. Здоровый образ жизни, особенно сбалансированное питание и много физических упражнений, может положительно повлиять на уровень холестерина.

5. Ешьте здоровую еду

Полезной для сосудов является диета, которая обычно известна как «средиземноморская». То есть: много фруктов и овощей, орехи, оливковое масло вместо масла для жарки, меньше колбасы и мяса и много рыбы. Хорошие новости для гурманов: можно позволить себе один день отступить от правил. Важно в общем правильно питаться.

6. Умеренное потребление алкоголя

Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает гибель пострадавших от инсульта клеток мозга, что не допустимо. Полностью воздерживаться необязательно. Стакан красного вина в день даже полезен.

7. Двигайтесь активно

Движение иногда лучшее, что можно сделать для своего здоровья, чтобы сбросить килограммы, нормализовать артериальное давление и поддержать эластичность сосудов. Идеальны для этого упражнения на выносливость, такие как плавание или быстрая ходьба. Продолжительность и интенсивность зависят от личной физической подготовки. Важное замечание: нетренированные старше 35 лет должны быть первоначально осмотрены врачом, прежде чем начать заниматься спортом.

Читайте также:  Задачи и методика лфк при инсульте

8. Прислушивайтесь к ритму сердца

Ряд заболеваний сердца способствует вероятности инсульта. К ним относятся фибрилляция предсердий, врожденные пороки и другие нарушения ритма. Возможные ранние признаки проблем с сердцем нельзя игнорировать ни при каких обстоятельствах.

9. Контролируйте сахар в крови

Люди с диабетом в два раза чаще переносят инфаркт мозга, чем остальная часть населения. Причина заключается в том, что повышенные уровни глюкозы могут привести к повреждению кровеносных сосудов и способствуют отложению бляшек. Кроме того, у больных сахарным диабетом часто присутствуют другие факторы риска инсульта, такие как гипертония или слишком высокое наличие липидов в крови. Поэтому больные диабетом должны позаботиться о регулировании уровня сахара.

10. Избегайте стресса

Иногда стресс не имеет ничего плохого, может даже мотивировать. Однако, продолжительный стресс может повысить кровяное давление и восприимчивость к болезням. Он косвенно может стать причиной развития инсульта. Панацеи от хронического стресса не существует. Подумайте, что лучше для вашей психики: спорт, интересное хобби или, возможно, упражнения на расслабление.

источник

Восстановление ходьбы после инсульта происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта, чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье «Лечебная физкультура после инсульта».

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять Су-джок — терапию перед выполнением упражнений.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

! Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии : во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта. Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава с шарнирами, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели). 1 — Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 — Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 — Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 — Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для «больной» ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 — 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Поднимаем ногу лежа на боку. Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

Читайте также:  Сосудистые препараты для профилактики инсульта

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 — Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати . Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте , высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя, ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок, палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав — вниз).

23). Упражнения для ног сидя на стуле. В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед — назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

! Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда «больная» нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

! Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант, если у вас имеются необходимые условия для таких занятий. Требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка:
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения из комплекса упражнений при остеохондрозе позвоночника.

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет о восстановлении движений в руке и навыков самообслуживания.

источник