Меню Рубрики

Лечебная физкультура в бассейне после инсульта

Плавать после инсульта я разучился напрочь. В этом я смог убедиться в в первое же лето. Мы попытались поплавать на озере около нашей дачи. Для плавания мне не хватало сил в руках и ногах.

Движения получались несуразные и не координированные. Руки и ноги действовали независимо друг от друга и от моих желаний. Продержаться на поверхности у меня получалось не более пяти секунд. Благо глубоко в воду я не заходил и вставал на дно.

Общее мнение, что плавание замечательно сказывается на восстановлении. Поэтому мы начали «плавать», как получалось. Мы уже привыкли к тому, что любой разбитый инсультом навык надо восстанавливать последовательными шагами. С плаванием мы сделали именно так.

Подумали, каким простым движениям надо научиться, что бы начать плавать. Решили делать гимнастику в воде. Эту гимнастику мы делаем обязательно размявшись на берегу.

У нас не Лазурное побережье и не Кипр. Вода летом в озере около нашей дачи в Тверской области в основном 18-22 градуса. Поэтому мы основательно прогревались и только потом лезли в воду. Чаще всего мы делали утреннюю зарядку в ходе которой становилось жарко. И быстренько в воду. Начали с элементарного.

  • Захожу в воду по грудь.
  • Делаю глубокий вдох.
  • Приседаю и погружаюсь в воду с головой.
  • Под водой делаю длительный и плавный выдох.
  • Встаю, поднимаюсь над водой.
  • Делаю глубокий вдох.
  • 15 повторений.

Это упражнение восстанавливает навык задерживать дыхание и выдыхать под водой.

  • Захожу в воду по шею.
  • Хожу в воде параллельно берега так, чтобы глубина оставалась одинаковой.
  • Во время каждого шага руками делаю движение, как во время плавания брассом. Шаг-гребок.
  • 25 шагов вдоль берега влево.
  • 25 шагов вдоль берега вправо.
  1. Захожу в воду по шею.
  2. Хожу в воде параллельно берега так, чтобы глубина оставалась одинаковой.
  3. Во время каждого шага руками делаю движение, как во время плавания кролем. Шаг-гребок.
  4. 25 шагов вдоль берега влево.
  5. 25 шагов вдоль берега вправо.

В воде классно ходить. В то время, когда мы начали делать гимнастику в воде, на суше я ходил не уверенно. Не хватало равновесия. Каждый шаг требовал больших усилий. И тут, о чудо! В воде я пошёл свободно и уверенно. Казалось, что тело вспоминает забытые ощущения от свободной ходьбы.

  1. Делаю в воде на небольшой глубине, по грудь. Направление вдоль берега.
  2. Немного сгибаю колени, неглубоко приседаю.
  3. Делаю глубокий вдох.
  4. Погружаюсь в воду с головой, толкаюсь ногами от дна.
  5. Вытягиваю руки вперёд и вытягиваюсь сам.
  6. Под водой делаю длительный и плавный выдох. Проныриваю по поверхности воды до окончания выдоха.
  7. Когда выдох завершен, встаю ногами на дно и поднимаюсь над водой.
  8. Делаю глубокий вдох.
  9. 15 повторений.

Задача как можно дольше выдыхать и скользить по поверхности воды.

Так мы восстанавливали навык выдыхать под водой в движении.

  • Делаю в воде на небольшой глубине, по грудь. Направление вдоль берега.
  • Немного сгибаю колени, не глубоко приседаю.
  • Делаю глубокий вдох.
  • Толкаюсь ногами от дна, погружаюсь в воду.
  • Вытягиваю руки вперёд и вытягиваюсь сам, погружаюсь в воду с головой.
  • Под водой делаю длительный и плавный выдох.
  • Делаю два гребка руками, как при плавании брассом. Но не поднимаю голову из воды.
  • Проныриваю по поверхности воды до окончания выдоха.
  • Когда выдох закончен, встаю ногами на дно и поднимаюсь над водой.
  • Делаю глубокий вдох.
  • 15 повторений.

Это уже почти плавание брассом))).

Плавание помогает проводить восстановление после инсульта. Гимнастика в воде ускорила обучение ходьбе, координированию движений и дыхания. Помимо этого в воде просто замечательно.

Проныриваю по поверхности воды + два гребка и два вдоха/выдоха.

  • Делаю в воде на небольшой глубине, по грудь. Направление вдоль берега.
  • Немного сгибаю колени, неглубоко приседаю.
  • Делаю глубокий вдох.
  • Толкаюсь ногами от дна.
  • Вытягиваю руки вперёд и вытягиваюсь сам, погружаюсь в воду с головой.
  • Проныриваю по поверхности в воду делаю активный выдох.
  • Делаю один гребок руками, как при плавании брассом. Во время гребка продвигаюсь вперед и вверх.
  • Выныриваю над поверхностью воды.
  • Делаю глубокий вдох.
  • Встаю на дно. 30 секунд отдыхаю.
  • Повторно толкаюсь ногами от дна, погружаюсь в воду.
  • Вытягиваю руки вперёд и вытягиваюсь сам, погружаюсь в воду с головой.
  • Проныриваю по поверхности в воду, делаю активный выдох.
  • Вновь делаю один гребок руками, как при плавании брассом. Во время гребка продвигаюсь вперед и вверх.
  • Выныриваю над поверхностью воды.
  • Во время выныривания встаю ногами на дно и поднимаюсь над водой.
  • Делаю глубокий вдох.
  • Отдыхаю 30 секунд для восстановления сил и дыхания.
  • 5 повторений по одному гребку и одному вдоху.

Проныривание по поверхности воды + три гребка и три вдоха без паузы.

  1. Делаю в воде на небольшой глубине, по грудь. Направление вдоль берега.
  2. Немного сгибаю колени, неглубоко приседаю.
  3. Делаю глубокий вдох.
  4. Толкаюсь ногами от дна.
  5. Вытягиваю руки вперёд и вытягиваюсь сам, погружаюсь в воду с головой.
  6. Проныриваю по поверхности в воду, делаю активный выдох.
  7. Делаю один гребок руками, как при плавании брассом. Во время гребка продвигаюсь вперед и вверх.
  8. Выныриваю над поверхностью воды.
  9. Делаю глубокий вдох.
  1. Повторно толкаюсь ногами от дна, погружаюсь в воду.
  2. Вытягиваю руки вперёд и вытягиваюсь сам, погружаюсь в воду с головой.
  3. Проныриваю по поверхности в воду, делаю активный выдох.
  4. Делаю второй гребок руками, как при плавании брассом. Во время гребка продвигаюсь вперед и вверх.
  5. Выныриваю над поверхностью воды.
  6. Во время выныривания встаю ногами на дно и поднимаюсь над водой.
  7. Делаю глубокий вдох.
  1. В третий раз толкаюсь ногами от дна, погружаюсь в воду.
  2. Вытягиваю руки вперёд и вытягиваюсь сам, погружаюсь в воду с головой.
  3. Проныриваю по поверхности в воду, делаю активный выдох.
  4. Третий раз делаю гребок руками, как при плавании брассом. Во время гребка продвигаюсь вперед и вверх.
  5. Выныриваю над поверхностью воды.
  6. Во время выныривания встаю ногами на дно и поднимаюсь над водой.
  7. Делаю глубокий вдох.
  8. Отдыхаю 30 секунд для восстановления сил и дыхания.
  9. 5 повторений по три гребка и три вдоха/выдоха.

Серия из трёх гребков без паузы уже близка к нормальному плаванию. Дальше мы стали объединять серии по три гребка в более длинные. Шесть, девять… Выполняли эти серии без касания дна.

К концу прошлого лета у нас получалось сделать без перерыва 50 гребков в одну сторону, без касания дна, и после не большой паузы 50 гребков в другую сторону. Наступающим летом продолжим увеличивать дистанцию. Цель к концу лета начать плавать свободно расстояние от 500 метров.

Мы всеми способами пытаемся ускорить восстановление после инсульта. Разнообразим движения в упражнениях. Добавляем новые, ранее не отработанные. Чем больше разнообразие движений, тем полнее восстановление.

Именно для разнообразия мы придумали гимнастику в воде. Вода помогает быстрее восстановить движения, на отработку которых вне воды потребовалось бы больше усилий и времени. Хотелось научиться новым движениям, Восстановить навыки плавания. Научиться правильно и своевременно вдыхать/выдыхать находясь в воде. Упражнения в воде не имеют аналогов «на суше».

Мы всегда ставим конкретные цели и определяем срок за который сможем их достигнуть. Реабилитацию после инсульта для нас удобнее проходить по намеченному плану. Не ставим невыполнимых задач, чтобы не обламываться. Стараемся оценивать реально свои силы и реальные темпы восстановления. Но планку устанавливаем высоко. Чем выше цель, тем выше результат.

источник

ЛФК после инсульта – одна из важных составляющих реабилитации, которая также, как и медикаментозная терапия, оказывает влияние на прогноз. Восстановительные мероприятия после перенесенного ишемического или геморрагического инсульта должны быть ранними и агрессивными. Их следует начинать сразу же после стабилизации состояния пациента (обычно на 2-3 сутки) и проводить ежедневно, на протяжении нескольких месяцев.

Регулярные физические упражнения позволяют не только добиться восстановления или улучшения двигательных функций, но и способствуют снижению риска развития осложнений (застойная пневмония, пролежни).

Инсульт часто приводит к тому, что правая или левая сторона тела оказывается парализованной. Регулярные занятия лечебной гимнастикой способствуют активизации резервных нейронов головного мозга и тем самым компенсируют частично или полностью проявления неврологического дефицита.

Лечебная физкультура играет не менее, а иногда и более важную роль в восстановлении пациента и профилактике рецидивов инсульта, чем медикаментозная терапия. Она должна плотно войти в жизнь каждого пациента, перенесшего инсульт.

Основными задачами лечебной физкультуры после инсульта являются:

  • профилактика осложнений, связанных с длительным постельным режимом (атрофия мышц, застойная пневмония, тромбоэмболии, прогрессирование сердечной недостаточности, пролежни);
  • нормализация мышечного тонуса;
  • улучшение микроциркуляции и метаболизма в тканях;
  • восстановление двигательной активности;
  • предупреждение образования мышечных контрактур;
  • улучшение функций внутренних органов;
  • восстановление речевой функции;
  • восстановление мелкой моторики кистей рук.

ЛФК желательно сочетать и с другими методами реабилитации, такими как кинезиотерапия, массаж, трудотерапия, социальная и психологическая адаптация. Поэтому в стационаре восстановительное лечение проводит бригада специалистов (психолог, медицинская сестра, массажист, инструктор ЛФК, психолог, логопед, кинезиотерапевт), работающая под руководством врача-невролога. К проведению реабилитационных мероприятий активно привлекают родственников больных.

Ранний восстановительный период длится до трех месяцев с момента мозговой катастрофы. Некоторые пациенты проводят это время или его часть, соблюдая строгий постельный режим. Для начала необходимо придавать им правильное положение тела и менять его – это необходимо для профилактики застойных явлений и пролежней.

После инсульта нарушается мышечный тонус, в результате чего конечности занимают неправильное положение. Например, парализованная нога поворачивается наружу, стопа начинает свисать. Спастический паралич верхней конечности приводит к тому, что она сгибается в лучезапястном и локтевом суставе, а пальцы сжимаются в кулак. Если не придавать больному правильное положение тела на здоровом боку или спине, то со временем у него сформируется мышечная контрактура, исправить которую будет очень сложно, а в ряде случаев и невозможно.

Регулярные занятия по методике Бубновского способствуют улучшению подвижности суставов, восстановлению эластичности связочного аппарата и мышц.

В первые дни после инсульта левая или правая рука и нога плохо работают. Поэтому пациент практически неспособен выполнять ими активные движения. Для исправления ситуации в этот период выполняют комплекс упражнений для лежачих больных, основанный на пассивных движениях, т. е. выполняемых не самими пациентами, а инструктором по ЛФК или под его руководством их родственниками.

В зависимости от типа сустава в нем могут выполняться следующие виды пассивных движений:

  • вращение (ротация);
  • приведение и отведение;
  • сгибание и разгибание.

Сначала объем выполняемых движений должен быть минимальным. Постепенно его увеличивают, но не превышают физиологической для разрабатываемого сустава амплитуды. Каждое движение повторяют 10-15 раз. Пассивные упражнения для руки выполняются сначала в плечевом суставе, затем в локтевом, лучезапястном, а после – в мелких суставах кисти. Для ног их следует выполнять, начиная с тазобедренного сустава, переходя потом на коленный, голеностопный и суставы пальцев стоп.

Очень важное значение для профилактики возникновения застойных явлений в легких у лежачих больных имеет дыхательная гимнастика. Помимо этого, ее выполнение позволяет увеличить насыщение крови кислородом и тем самым уменьшить гипоксию головного мозга, улучшить протекающие в нем обменные процессы. Основными упражнениями дыхательной гимнастики являются:

  • глубокий вдох, а затем медленный выдох через плотно сомкнутые губы;
  • медленный выдох через коктейльную трубочку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шариков.
Читайте также:  Какие обезболивающие можно принимать при инсульте

Эти упражнения пациенты должны выполнять не менее 10 раз в сутки.

Метод Бубновского способствует купированию болевого синдрома, улучшению трофики мягких и твердых тканей, постепенному восстановлению двигательных функций.

Важным этапом физической реабилитации является выполнение не только физических, но и мыслительных упражнений. Каждое движение имеет свою мышечную память. Поэтому, если у пациента не работает правая половина тела, то необходимо мысленно представлять, как сгибается правая рука и нога, двигаются пальцы рук и ног. Многократный повтор таких упражнений способствует тому, что в дальнейшем восстановить движения парализованной конечности оказывается значительно легче. Помимо этого, данный прием позволяет сформировать у пациента четкую цель, что также способствует ускорению выздоровления.

На следующем этапе реабилитационная программа расширяется. Помимо пассивных, в нее включают и активные упражнения, которые пациент выполняет уже самостоятельно. Если пациенту еще не разрешается садиться и вставать, то он выполняет комплекс упражнений лежа:

  • сжимание и разжимание пальцев рук;
  • вращение кулаков в лучезапястных суставах в одну и в другую сторону;
  • сгибание и разгибание верхних конечностей в локтевых суставах;
  • поднимание выпрямленных рук над головой и опускание их вдоль туловища, т. е. работают только плечевые суставы;
  • махи выпрямленными руками в стороны;
  • сгибание и разгибание пальцев ног;
  • подтягивание стоп на себя и опускание их вниз;
  • медленное сгибание и разгибание ног в коленных суставах, при этом стопы не отрывают от кровати;
  • сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, разведение их в стороны и медленный возврат в исходное положение;
  • медленный поворот туловища то в одну, то в другую сторону в положении лежа на спине;
  • подъем таза над кроватью с упором на стопы, локти, лопатки и затылок.

Этот комплекс следует выполнять 3-4 раза в день. Количество подходов зависит от состояния пациента. Первоначально каждое упражнение повторяют 3-5 раз. При хорошей переносимости физических нагрузок количество повторов, постепенно увеличивая, доводят до 15-20.

ЛФК желательно сочетать и с другими методами реабилитации, такими как кинезиотерапия, массаж, трудотерапия, социальная и психологическая адаптация.

После того, как пациент сможет занимать положение сидя, и это будет разрешено ему лечащим врачом, лечебная физкультура становится еще более активной. К перечисленным выше упражнениям добавляют следующие, выполняемые в положении сидя:

  • наклоны головой из стороны в сторону;
  • вращения в шейном отделе сначала в одну, а затем в другую сторону;
  • сидение на кровати без опоры под спину и со спущенными вниз ногами (длительность выполнения этого упражнения вначале составляет 1-3 минуты, затем постепенно увеличивается);
  • прогибы спины назад, опираясь на поручни кровати;
  • сидя на кровати с ногами, вытянутыми вперед и упираясь руками, поочередно приподнимают ноги над поверхностью кровати и медленно возвращают в исходное положение;
  • в положении полулежа (под спину подкладывают несколько подушек) медленно подтягивают к груди то одну, то вторую ногу (при необходимости можно помогать руками).

Помимо этого, пациенты должны как можно чаще выполнять и зарядку для кистей рук. Она достаточно проста и строится на перебирании мелких детских игрушек, собирание и разбирание фигур из конструктора типа Лего, занятия с мозаикой. Также для улучшения мелкой моторики кисти рекомендуется рисование, лепка, оригами, вышивание.

Предложенный комплекс ЛФК после инсульта является общим. При необходимости в него могут быть включены и другие упражнения, направленные на восстановление речи, содружественных движений глаз, письма и других функций.

Лечебная физкультура, начатая пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в стационаре, должна в обязательном порядке продолжаться и после выписки из стационара. Можно попросить инструктора записать видео ЛФК после инсульта на диск или USB-накопитель (флешку) – такая видеозапись поможет выполнять упражнения в домашних условиях в правильной технике, нужном порядке и без пропусков.

Прогноз после перенесенного ишемического или геморрагического инсульта во многом зависит от своевременности начатого лечения, которое включает в себя не только медикаментозные методы, но и целый ряд восстановительных мероприятий.

Комплекс ЛФК после инсульта на дому включает в себя упражнения, совершаемые лежа, сидя и стоя. Все упражнения в положении стоя должны выполняться с обязательной подстраховкой пациента инструктором, родственником или с применением средств дополнительной опоры. Примерный комплекс таких упражнений:

  • пациент пытается удержать равновесие в положении стоя с опущенными вниз руками;
  • махи руками;
  • круговые движения головой;
  • приседания;
  • наклоны туловища вперед-назад и вправо-влево;
  • повороты туловища вправо и влево;
  • махи ногами.

После того как пациент научится длительное время стоять и сохранять равновесие, а его мышцы окрепнут, двигательную нагрузку снова расширяют, добавляя ходьбу.

Первоначально пациент проходит отрезки длиной не более 10-15 метров с обязательной помощью других лиц или дополнительной опорой. Затем это расстояние постепенно увеличивается, а опора по возможности ослабевает.

В дальнейшем пациентам, перенесшим инсульт, рекомендуются длительные пешеходные прогулки на свежем воздухе с постепенным увеличением темпа ходьбы. Такая физическая нагрузка очень полезна для сердечно-сосудистой системы и может практиковаться сколь угодно долго, желательно пожизненно – ежедневная ходьба на свежем воздухе, противостоя гиподинамии, служит эффективной профилактикой многих заболеваний.

В основе восстановительного лечения по методу доктора Бубновского лежит кинезиотерапия, т. е. лечение движением. При этом используются уникальные тренажеры с функциями антигравитации и декомпрессии, облегчающие выполнение движений пациентами с ограниченными после инсульта функциями.

Метод Бубновского заключается в создании для каждого конкретного пациента индивидуальной программы занятий, которая учитывает необходимые параметры – общее состояние здоровья, стадию заболевания, особенности нарушения двигательной функции, характеристики личности, мотивацию.

Каждое движение имеет свою мышечную память. Поэтому, если у пациента не работает правая половина тела, то необходимо мысленно представлять, как сгибается правая рука и нога, двигаются пальцы рук и ног.

Регулярные занятия по методике Бубновского способствуют улучшению подвижности суставов, восстановлению эластичности связочного аппарата и мышц. Это способствует купированию болевого синдрома, улучшению трофики мягких и твердых тканей, постепенному восстановлению двигательных функций.

Лечебная физкультура играет не менее, а иногда и более важную роль в восстановлении пациента и профилактике рецидивов инсульта, чем медикаментозная терапия. Она должна плотно войти в жизнь каждого пациента, перенесшего инсульт.

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

источник

В этой статье мы поговорим о лечебной физкультуре после инсульта в раннем восстановительном периоде. Это очень важный период для восстановления движений у постинсультных больных, именно сейчас важно сформировать правильные полноценные движения в парализованных конечностях, предотвратить такие осложнения, как мышечная спастика и ограничение подвижности в суставах парализованных конечностей — контрактура. Если больному уделять достаточно внимания и добросовестно с ним заниматься, то можно добиться полного восстановления всех движений. Нужно помнить, что реабилитация постинсультных больных зависит от глубины поражения нервной системы, возраста больного, сопутствующих заболеваний и других факторов. То есть не всегда мы можем достичь желаемого, но стремиться надо к большему.

Предыдущие статьи по этой теме являются подготовительными к самому процессу ЛФК с целью восстановления больных, перенесших инсульт или другие заболевания нервной системы. Информация имеет огромное значение для сокращения сроков восстановления. В этих статьях мы говорили

— о психологических моментах, которые нужно учитывать при работе с неврологическими больными, чтобы установить хороший контакт, без которого дело не пойдет;
— о необходимости применения специальных техник во время передвижения парализованных больных в постели (техниках поворота больных в постели, укладке конечностей в положении больного лежа на боку, подтягивании в постели вверх, пересаживании на стул и обратно на постель);
— об оказании помощи при инсульте, так как во время лечебной физкультуры может произойти повторный инсульт;
— о помощниках лечебной физкультуры: ДЭНАС и Су-джок – терапии, применение которых многократно ускоряет сроки восстановления постинсультных больных, снижает возможные осложнения, облегчает процесс восстановления движений.

Теперь приступим к делу. Наша итоговая цель — добиться максимального восстановления утраченных в результате инсульта движений, особенно навыков самообслуживания, а также способствовать профилактике осложнений, возникающих после инсульта.

Осложнениями являются:
венозный застой в конечностях,
пролежни,
атрофия суставов,
мышечная контрактура,
застойная пневмония,
запоры,
депрессия.

Постинсультный больной сначала находится в реанимации под наблюдением чуткого медперсонала. В результате инсульта возникает отек мозга, который может ухудшить состояние больного. На данном этапе со стороны ЛФК лечение положением в зависимости от состояния больного.

Далее при стабилизации состояния больного его переводят в палату интенсивной терапии в неврологическом отделении, где продолжается лечение заболевания, следствием которого является инсульт, и профилактика осложнений инсульта.

Правильным действием с вашей стороны будет найти возможность побеседовать с лечащим неврологом и инструктором ЛФК стационара и выяснить, какую помощь вы можете оказать для скорейшего восстановления вашего родственника, что можно делать и что – нельзя.

Заниматься с больным нужно как можно чаще, задач много: профилактика застойной пневмонии, пролежней, мышечных контрактур, при которых может сформироваться ограничение подвижности в суставах, формирование правильных движений в конечностях. (Напомню, что «правополушарные» постинсультные больные более расторможены, чем «левополушарные», они стремятся как можно быстрее начать ходить, не слушаются, и это приводит к формированию неправильной ходьбы, которая выглядит как подтаскивание парализованной ноги к здоровой). Подходить к неврологическому пациенту нужно с позитивным настроем, говорить о хорошем, убеждать, что все получится, нужно только хорошо и добросовестно трудиться и помнить наставления врача и инструктора ЛФК.

Профилактика и лечение спастики в мышцах конечностей после инсульта включает специальную укладку конечностей,

применение лонгет и фиксаторов,

правильную пассивную и активную гимнастику,

лечебный массаж и другие физиотерапевтические процедуры.

Для начала нужно либо купить специальный фиксатор для кисти, либо сделать лонгету из фанеры для кисти парализованной руки для профилактики мышечной контрактуры. Проще и практичнее сделать лонгету по типу варежки, но если врач

скажет, что нужна лонгета по типу перчатки, значит, так тому и быть. Лонгета выпиливается из прочной фанеры по индивидуальной выкройке формы кисти и половины предплечья из бумаги (газеты). Если спастики нет, то можно сделать лонгету по контуру больной руки; если спастика появилась, то можно обрисовать контур здоровой руки вашего пациента. Обратитесь к инструктору ЛФК, чтобы опытный медработник помог вам правильно «нарисовать» трафарет руки больного на бумаге, закажите плотнику изготовить из фанеры данную деталь. Нужно попросить мастера, чтобы фанерная кистевая лонгета была гладкой, прочной, без заусениц. Потребуется купить в аптеке для руки и для ног три эластичных бинта хорошего качества по 2 метра.

Лонгету будем прибинтовывать на кисть эластичным бинтом на 30 минут три раза в день так, чтобы кончики пальцев располагались по краю лонгеты, а большой палец был отведен в сторону. При появлении спастики в кисти пальцы сжимаются в кулак: нужно сначала закрепить лонгету в области лучезапястного сустава, а затем поочередно выпрямлять пальцы; поправить лонгету, чтобы кисть правильно располагалась по её форме, и прибинтовать нетуго, чтобы не нарушать кровообращение в кисти. Под ладонь ближе к пальцам можно подложить обычный бинт среднего размера для того, чтобы придать физиологическое положение кисти: пальцы будут чуть согнуты.
Выпрямленная рука с прибинтованной лонгетой укладывается в трех положениях по 10 минут (пациент лежит на спине): вдоль тела, вверх и в сторону с разворотом кисти ладонной поверхностью кверху. Если имеется спастика, то рука будет стремиться опуститься к телу, согнуться в локтевом суставе, пальцы сжимаются в кулак. Если нет возможности сидеть и удерживать руку больного в нужном положении, нужно придумать какие-нибудь приспособления: придавить подушками или привязать широкой лентой к кровати (можно использовать вместо ленты простынь для мягкой фиксации).

Читайте также:  Центр реабилитации после инсульта таганка

В случае полного паралича в верхней конечности нужно чередовать то накладывание распрямляющей кистевой лонгеты, то укладку пальцев в кулак, чтобы сохранить объем движений в суставах кисти. Положение кисти в кулак сделаем так: в кисть положим большой бинт или салфетку, свернутую валиком, или небольшой мячик размером с апельсин, согнем пальцы парализованной руки так, чтобы они как-бы захватывали этот небольшой валик, и мягко прибинтуем в этом положении, начиная с лучезапястного сустава, на 30 минут 3 раза в день.

Если у вас нет возможности накладывать лонгету 3 раза в день из-за занятости другими делами, то накладывайте хотя бы один раз в день не более чем на 2 часа.

Стопы тоже требуют внимания, так как при длительном постельном режиме стопы «отвисают», голеностопный сустав постепенно деформируется, и потом, когда больной учится ходить, стопа не может правильно встать, это создает трудности для ходьбы: пациенту надо учиться управлять парализованной ногой, да еще стопа деформирована.

Поэтому с первых дней после инсульта укладываем обе стопы в положении разгибания под углом 90 градусов так, чтобы стопы не отвисали, применяя либо обычные фанерные ящички, либо делая упор стоп в спинку кровати, можно приспособить для этого шину Крамера или купить в медтехнике специальное приспособление для стопы. А, когда пациент сможет сидеть на стуле, делать упор стоп в пол так, чтобы между стопой и голенью был прямой угол. В положении лежа на спине с выпрямленными ногами помним о необходимости подкладывания мягкого валика (15 см в диаметре) под колени больного с целью придания физиологического положения.

Показания: отвисающая стопа после перенесенных невритов, повреждений малоберцового нерва при травмах, инсультах, травмах спинного мозга, детского церебрального паралича, нейроинфекций и опухолей спинного мозга.

Процедура пассивной гимнастики для конечностей несложная: посмотрите, какие движения может осуществлять рука или нога в данном суставе, эти движения и производите у своего пациента по 10 – 15 раз. Нужно обратить внимание на то, что пассивная гимнастика производится медленно, плавно, бережно; не нужно делать движения в парализованных конечностях с максимально возможной амплитудой, чтобы не «разбалтывать» суставы. Начинайте с дистальных отделов конечностей: с кистей и стоп, затем переходите на средние и крупные суставы.

Пассивная гимнастика для парализованных конечностей проводится на все суставы:

сгибание и разгибание пальцев;
сгибание и разгибание кисти, вращение кисти;
сгибание и разгибание локтевого сустава;
вращение руки в плечевом суставе, отведение и приведение руки, поднимание руки вверх и опускание вниз вдоль тела.

Сгибание и разгибание стопы,
вращение стопы по и против часовой стрелки,
сгибание и разгибание коленного сустава,
вращение в тазобедренном суставе.

Можно делать наклоны согнутых в коленных суставах ног в стороны с ограниченной амплитудой. Это приятно для больного, у которого застой во всех органах и тканях из-за долгого лежания и невозможности двигаться. Движение – жизненная потребность организма. Поэтому отнеситесь с пониманием и состраданием к постинсультному больному. Данное упражнение поможет улучшить микроциркуляцию крови в тканях поясницы.

Важно отметить, что мышцы парализованной руки не удерживают плечевой сустав в плечевой суставной сумке, он держится на месте за счет связочного аппарата, но связки способны растягиваться. Это удобно обнаружить, когда пациент сидит на стуле: положите ладони на плечи пациента и прощупайте пальцами поверхность обоих плечевых суставов, вы обнаружите разницу: на больной стороне выявляется щель между головкой плечевой кости и суставной сумкой. Поэтому, чтобы не допустить растяжения связок и вывиха руки, нельзя тянуть пациента за парализованную руку, а при вертикальном положении пациента (сидя или стоя) руку нужно подвязывать косынкой или купить специальный бандаж поддержки руки.

Пассивная гимнастика сочетается с элементами массажа для улучшения циркуляции крови в конечностях. Можно делать поглаживание от периферии к центру, легкое растирание и нежное разминание. Нельзя делать вибрацию (поколачивание) и глубокое разминание, так как это способствует возникновению повышенного тонуса в мышцах, что может привести к спастике, так как нервная система значительно активизируется от посыла импульсов, и может «выдать» патологические команды к мышцам. Лечебный массаж лучше доверить опытным специалистам.

Пролежни образуются при длительном однообразном положении больного, чаще — на выступающих частях тела: крестец, лопатки, пятки, локти, затылок. Из-за нарушения микроциркуляции крови в мягких тканях выступающих частей тела возникает их некроз. Омертвевшие ткани становятся источником интоксикации организма, нагнаиваются и инфицируются. Этого допускать нельзя.

1). Следует каждые два часа менять положение больного: укладывать то на спину, то на бок; присаживать в постели, подкладывая под верхнюю часть тела подушки, либо специальное приспособление для присаживания.

Очень удобно ухаживать за больным, если есть функциональная кровать. Удобство кровати очень много значит и для больного, и для тех, кто за ним ухаживает. Поэтому посоветуйтесь с доктором о выборе кровати по необходимым функциям.

Если нет возможности купить такую кровать, то советую поставить обычную кровать с ортопедическим матрацем на твердой поверхности так, чтобы доступ к ней был с трех или со всех четырех сторон. Удобна кровать шириной 90 – 100 см: это дает возможность поворачивать больного в постели то на правый, то на левый бок, просто перекатывая его. То есть, не придется каждый раз подтягивать к центру, как на узкой кровати, чтобы человек не упал при повороте на бок.

2). Для профилактики пролежней применяется противопролежневый матрац. В ячейки такого матраца поочередно то нагнетается воздух, то сдувается, таким образом происходит разгрузка мягких тканей, и улучшается микроциркуляция крови в них.

3). Еще советы. При перемене положения тела рекомендуется делать легкий массаж тканей, подверженных наибольшему сдавлению при длительном лежании: легкое спиралевидное разминание со сдвиганием кожи вокруг выступающих частей теплыми чистыми руками, без мозолей, чтобы не поцарапать кожу.

Будьте внимательны к тому, чтобы постельное белье и рубашка больного были хорошо расправлены, не допускайте складок — они могут повлиять на образование пролежней.

Профилактика застойной пневмонии состоит в том, чтобы

1). регулярно менять положение тела пациента , (очень полезно присаживать в постели, укладывать на живот (если позволяет состояние больного), усаживать на стул),
2). применять дыхательные упражнения :

— диафрагмальное дыхание,
— дыхание со звуковым выдохом: «У-у-у-ффф» и «У-у-у-у-ххх» (по10 раз несколько раз в день),
— самодельный дыхательный тренажер: бутылку с водой, в которую вставлена длинная трубочка (можно взять от капельной системы). Вдох носом, выдох через трубочку в воду по 10 минут 3 раза в день.
— Отлично подойдет дыхательный тренажер Фролова.
— Если получится надувать воздушные шарики, будет замечательно.
Вобщем, что сможет пациент, то и применяйте.

Для обучения диафрагмальному дыханию для наглядности можно использовать границу экскурсии брюшной стенки: ладонь инструктора находится на расстоянии 2 – 3 см над животом больного, на вдохе живот надувается, пациент старается достать животом до ладони инструктора. Это хороший совет, но можно придумать и другие приемы, чтобы пациенту было понятно задание.

3). Полезен перкуссионный массаж в проекции легких на спине . Обратите внимание на то, что поколачивать в области почек нельзя. Их проекцию легко найти, если пальцами рук проскользить по краю реберной дуги спереди назад ближе к позвоночнику, где ладошки легли, примерно там и проекция почек.

Профилактика венозного застоя в нижних конечностях проводится с первых дней после инсульта, так как он опасен не только нарушением кровообращения в ногах, но и образованием тромбов. Рекомендую применять не чулки, а эластичные бинты, так как при бинтовании есть возможность регулировать натяжение эластичного бинта. Эластичные антиварикозные чулки или эластичные бинты периодически надо снимать на часик, чтобы кожа и мягкие ткани ног «отдохнули». Во время лечебной физкультуры лечебные чулки должны быть одеты, особенно, если в венах имеются тромбы. Особую опасность представляют тромбы в сосудах среднего калибра.

Мы говорим об осложнениях постинсультного периода потому, что лечебная физкультура после инсульта играет в их профилактике значительную роль. Инструктор ЛФК принимает активное участие в профилактике и лечении осложнений постинсультного периода, но все время около одного больного он не может находиться, поэтому родственникам следует подключиться к уходу за постинсультным больным и активно помогать медработникам в восстановлении больного. Это полезно еще и потому, что вы научитесь самым необходимым манипуляциям по уходу за больным, и дома после его выписки из стационара вам будет намного легче ухаживать за ним.

Начнем восстанавливать движения сразу, как только пациент начнет понимать вас. Рекомендую сначала сделать массаж кистей с применением Су-джок – терапии в основной системе соответствия организму человека. (Я повторяюсь в разных статьях, но это важно для ускорения процесса восстановления). На кистях постинсультного больного мысленно представляем его организм так, как он есть, кисти пациента превращаются в пульт управления организмом этого человека , и делаем массаж руками от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, концентрируясь на том, чего вы хотите добиться: представляйте, что улучшается кровообращение в парализованных конечностях, восстанавливается нервная проводимость, и мышцы рук, ног и туловища работают как у здорового человека. Легче будет справиться тем, кто имеет знания по анатомии и физиологии человека. На каждую кисть — примерно по 3 минуты.

Выполняем пассивную гимнастику для парализованных конечностей с элементами массажа для улучшения циркуляции крови в них и для посыла чувствительных импульсов в головной мозг.

Начинаем постепенно подключать активную гимнастику .

Первые занятия осуществляются в постели лежа на спине.

Просим пациента несколько раз медленно сжать здоровую кисть в кулак и максимально разогнуть кисть, раздвигая пальцы. Обращаем внимание на то, чтобы он хорошо запомнил, эти движения. Теперь то же сделаем с кистью на парализованной стороне. Даем задание одновременно сжимать и разжимать кисти, сначала очень медленно, чтобы ученик мог сосредоточиться на данном движении. Помогаем парализованной кисти, чуть подталкивая пальцы. Словесно поддерживайте: «Сильный, смелый, здоровый! И-и-и-ррраз! И-и-и-двва-а!… ». То же делаем со стопами, помогая руками совершать движения в стопах.

Даем задание сомкнуть кисти в замок и при помощи здоровой руки выпрямлять руки вверх и опускать вниз, то же – за голову, вращение выпрямленными руками по и против часовой стрелки. Ученик может это упражнение делать самостоятельно несколько раз в течение дня.

Читайте также:  Лечение инсульта у мужчин народными средствами

Атрибуты повышают интерес к упражнениям. Я успешно применяла короткую палку длиной 35 — 50 см. Пациент держится здоровой рукой за один конец. А другую руку прибинтовываем в положении захвата кистью ко второму концу палки. Ученику дается задание сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, в это время немного помогаем больной руке правильно двигаться.

Так же выполняется следующее задание: поднять палку вверх (к потолку), как-будто штангу. Движение вверх должно быть быстрым, а опускать в исходное положение плавно. Перед каждым выпрямлением рук следует делать короткую паузу для подготовки к повтору движения, так как нервная система должна вспомнить, как управлять организмом. Поэтому требуется сосредоточенность ученика на качественном выполнении заданий.

Выпрямленные руки с палкой поднять и опустить за голову, положить. Вернуться в исходное положение.

Выпрямленные руки с палкой поднять и потянуться вперед, пытаясь приподнять верхнюю половину тела, как бы имитируем попытку встать. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

Прибинтовать палку к кисти пациента по центру, при поддержке он выпрямляет руку вверх ( к потолку), даем задание вращать палку в одну и другую стороны.

Кисти сомкнуты в замок, выпрямленные руки подняты и лежат на подушке около головы. Поочередно сгибать ноги в коленях, начиная со здоровой ноги, и обхватывать колено руками. Парализованную ногу помогаем передвигать, руку поддерживаем.

При появлении движений в руке усложняем задание: выпрямлять руки с сомкнутыми в замок кистями вверх с выворачиванием ладоней.

Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных суставах, скользя стопами по постели, начиная со здоровой ноги. Как всегда помогаем передвигать «больную» ногу.

«Велосипед» поочередно каждой ногой по 4 круга, начиная со здоровой. Повторяем несколько раз в медленном темпе. Стремитесь, чтобы акцент был на самостоятельном подтягивании стопы, так как это движение играет большую роль при обучении ходьбе.

Хорошее упражнение с наклоном коленей в стороны. Ноги согнуть, стопы стоят на постели, прибинтовать колени друг к другу эластичным бинтом, при наклоне коленей в стороны помогать только там, где пациент затрудняется: немного поддерживать колени и задавать нужную амплитуду. В этом же положении ног можно учить приподнимать согнутые ноги, отрывая стопы от постели.

Если пациент способен к образному мышлению, то можно применить поочередное поднимание выпрямленных рук с закрытыми глазами. Сначала медленно поднимается и опускается здоровая рука, затем «больная» рука. Вы можете не поднимать парализованную руку ученика, но можно и поднимать. Пациент сам мысленно поднимает и опускает руку, как здоровую. В это время нервная система активизируется, от головного мозга поступают импульсы к сокращению мышц. Пациент ощущает щекотку или дуновение ветерка по руке.

Так же тренируем ученика управлять ногами: поочередно поднимать выпрямленные ноги, начиная со здоровой стороны.

Просим пациента сосредоточиться на «больной» стопе и даем задание сгибать и разгибать одновременно стопы и кисти. На каком органе сосредоточится ученик, в том месте и будет больше нервных импульсов. Когда вы начнете заниматься и применять посыл импульсов путем сосредоточения на конкретном органе, то оц е ните эффективность этого приема, появится и творческий подход, вы сможете сами придумывать новые разнообразные задания, что, несомненно, повышает интерес больного к упражнениям, лечебная физкультура после инсульта становится любимым занятием, особенно, когда есть хоть малюсенькая победа.

Обычно первым восстанавливается сгибание руки в локтевом суставе. Это большая радость для пациента, он вдохновляется активно заниматься. Объясняем ему, что надо принципиально стремиться руку распрямлять, а ногу – сгибать. Остальное приложится. Нельзя переутомлять нервную систему, заниматься лучше несколько раз в день понемногу с паузами для отдыха и накопления сил для нового посыла импульсов к мышцам и суставам.

На этом этапе учим пациента поворачиваться на бок. Техника выполнения: согнуть ноги в коленях, наклонить их в ту сторону, куда будет поворот корпуса. Помогаем только там, где есть затруднения, нельзя тянуть за парализованную руку, стараемся «заставить» руки, ноги и мышцы корпуса работать самостоятельно. С каждым днем при качественных регулярных занятиях движения будут совершенствоваться. Следует обращать внимание ученика на то, что раньше ничего не получалось, а сейчас он уже умеет выполнять некоторые движения.

Если пациент сможет лежать на животе — прекрасно. Руки укладываем в положении «перед собой», стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой ноги. Даем задание сгибать и разгибать ноги в коленных суставах. Будет замечательно, если ученик сможет концентрировать внимание на «больной» ноге и сознательно будет заставлять её работать. Тогда восстановление движений в сгибателях ноги произойдет быстрее.

Затем учим садиться на краю кровати. После поворота на бок опустить ноги вниз с края кровати и выпрямить корпус, отталкиваясь рукой от постели. Ноги должны упираться в пол всей поверхностью стоп на небольшом расстоянии друг от друга. Корпус слегка наклоняется вперед для создания устойчивости в положении сидя. Легче садиться на кровати после поворота на здоровую сторону. Но мы должны тренировать ученика вставать с любой стороны. Поэтому наберемся терпения и будем укладывать на спину, поворачивать на бок, отталкиваться рукой от кровати с выпрямлением корпуса то с правой стороны, то с левой. Это нужно делать не спеша, чтобы не вызвать головокружение у пациента. Данное упражнение тренирует вестибулярный аппарат, помогает восстановить чувство положения тела в пространстве и равновесия. Если имеется головокружение, то просто бережно присаживаем в постели, не меняя многократно положение тела. Нагрузку будем увеличивать постепенно, согласовывая свои действия с врачом.

Далее следует пересаживание с кровати на стул . Я упростила эту технику: стул ставится впритык к кровати и ноге пациента, обе ноги которого соединены вместе и стопами прочно стоят на полу в той точке, вокруг которой будет поворот тела больного с пересаживанием на стул. Во время пересаживания тяжесть тела пациента переносится на его стопы, а, чтобы ноги не сдвинулись, удерживаем его колени между своими ногами. Перед тем, как пересадить ученика на стул, захватываем его руками в обнимку под грудной клеткой, раскачиваемся вместе с ним, и на счет «раз…, два…, три!» быстрым движением совершаем перенос тела с кровати на стул. Эту технику можно назвать техникой циркуля, так как место упора стоп соответствует концу циркуля с иглой, а тазовая часть тела – концу циркуля с карандашом.

Сидеть на стуле – это упражнение для парализованного больного: удерживать тело вертикально после долгого лежания очень нелегко, он может упасть. Поэтому предусмотрим, чтобы было как можно больше точек опоры, это расставленные ноги с прочно упирающимися в пол стопами, корпус должен быть строго вертикально, пациент не должен заваливаться назад, не следует обкладывать подушками со всех сторон, так как нам надо тренировать мышцы тела. Сидя на стуле, пациент держится здоровой рукой за кровать или другую опору, а с другой стороны следует поставить стол или другую мебель, чтобы не допустить падения. Парализованная рука должна быть подвязана косынкой , чтобы не растягивались связки плечевого сустава под тяжестью отвисающей руки. Сидеть на стуле в раннем восстановительном периоде можно 20 минут, в последующем сидеть можно будет неограниченное количество времени.

Отмечу замечательное упражнение пересаживания пациента с передвижением по краю кровати в одну и затем в обратную стороны. Укрепляются мышцы ног, туловища, происходит подготовка к вставанию. Сначала переставляем сомкнутые вместе ноги ученика, затем пересаживаем в сторону по краю кровати чуть дальше точки упора стоп, перенося в это время тяжесть тела пациента на его стопы. Потом снова передвигаем стопы чуть в сторону. И так продолжаем пересаживаться то вправо, во влево до спинки кровати. То есть, в одну сторону передвигаются поочередно то стопы с упором в точку на полу, то попа чуть дальше стоп.

Когда пациент сможет уверенно сидеть на стуле и не падать, начнем учить стоять . Сначала потренируем делать такое упражнение: пациент лежит в кровати на спине, парализованной, согнутой в коленном суставе, ногой (стопой) упирается в грудь инструктора ЛФК, который наваливается грудью на стопу пациента, по команде «Толкай меня. И-и-и-раз!» ученик толкает инструктора ногой, выпрямляя её. Повторим 5 — 6 раз.

Металлические шарниры позволяют осуществить только блоковидные движения (сгибание-разгибание) и исключают возможность переразгибания в коленном суставе.

Перед вставанием колено парализованной ноги следует зафиксировать либо специальным фиксатором для колена, либо забинтовать эластичным бинтом, чтобы не допустить разгибания коленного сустава назад, так как это может привести к растяжению связок и повреждению коленного сустава.

Вставать нужно вместе с ним в обнимку со здоровой стороны, чтобы он мог держаться здоровой рукой за вас. Ноги пациента немного расставлены. Садиться на стул надо медленно, чуть наклоняя корпус вперед для переноса тяжести тела на стопы, а вставать нужно решительно, медленное вставание – большая нагрузка на мышцы; но выпрямляться при вставании надо неспеша, чтобы не произошло падения назад (при быстром выпрямлении при вставании пациент может не рассчитать амплитуду движения). Учим садиться и вставать несколько раз на одном занятии.

Освоили умение стоять, переходим к обучению ходьбе , об этом есть отдельная статья. А сейчас можно учить перетаптываться с ноги на ногу. Теперь пациент может вставать со стула сам и стоять, держась рукой за какую-нибудь опору (например, спинку кровати).

Осваиваем и скольжение стопами вперед – назад сидя на стуле . (Можно использовать роликовый массажер для стоп). Как только ученику удается движение голени назад (под стул), можете тихо порадоваться , так как считается, что пациент «пошел». С этого момента можно быть уверенным, что ходить вы его научите.

Любую манипуляцию с передвижением постинсультного больного осваивайте на здоровом человеке, тогда у вас будет более правильное представление о возможных трудностях.

Как видите, хлопот по восстановлению после инсульта очень много. Мы еще не все упражнения рассмотрели. В следующих статьях мы поговорим о восстановлении ходьбы после инсульта, а также навыков самообслуживания.

Хочу напомнить вам о необходимости беречь свой позвоночник во время действий с парализованным больным. Можете надевать пояснично-крестцовый корсет перед большой нагрузкой на позвоночник, укрепляйте мышцы, удерживающие позвоночник в физиологическом состоянии, специальными упражнениями.

Подумайте еще о том, как нелегко восстанавливать организм после гибели части мозга в результате инсульта. Гораздо лучше предотвратить инсульт или инфаркт миокарда, своевременно выявляя те заболевания, осложнениями которых они и являются. Не надо игнорировать советы и назначения врачей, а надо добросовестно лечиться и следить за своим здоровьем.

Итак, мы затронули очень важные пункты по уходу и восстановлению постинсультных больных в раннем периоде. Конечно, абсолютно все приемы и техники описать в статье невозможно. Надо с интересом общаться с медработниками, которые участвуют в восстановлении вашего родственника, и своими глазами посмотреть, как все нужно делать.
Желаю вам крепкого здоровья и активного долголетия.
С любовью к вам, Нина Петрова.

источник