Меню Рубрики

Восстановление речи после инсульта центр реабилитации

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. ( примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций ( различными видами агнозий и апраксий).
Расстройства речи после инсульта возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. В зависимости от локализации и величины зоны поражения, нарушения речи могут проявляться в виде афазий:
Моторная афазия:

  • Афферентная — проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в: поисках артикуляции.
  • Эфферентная — речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Сенсорная афазия. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи-понимания. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.
Динамическая афазия. Речевой дефект проявляется в речевой аспонтанности и инактивности. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.
Амнестические нарушения. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринимаемой на слух информации, сужение объема запоминания.
Семантическая афазия. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем – 2-3 года, а в некоторых случаях – до 6 лет. При этом эффективность лечения во многом зависит от того, насколько быстро начнется процесс реабилитации, и от методов воздействия.
Для восстановления речи после инсульта работу с логопедом нужно начинать в течение первых трех месяцев после приступа. Как правило, форму нарушения и ее степень можно определить уже через несколько недель, и уже в это время можно наметить основную программу и подобрать комплекс упражнений.
Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернется к человеку спонтанно – этого можно добиться только ежедневными занятиями со специалистами по индивидуальной программе в зависимости от речевой патологии. Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

В какой бы степени не были выражены нарушения речи у пациентов, занятия с логопедом после инсульта являются обязательной составляющей процесса реабилитации. Независимо от того, проходят они в клинике, или на дому, квалифицированный специалист сможет правильно оценить готовность больного к тому или иному виду занятий, определить их оптимальную продолжительность, скорректировать программу в зависимости от состояния пациента.
Восстановление речи после инсульта проводится в сочетании с адекватной медикаментозной терапией. Восстановительное обучение длится 20-45 минут ( в зависимости от степени утомляемости пациента).Если же во время работы с логопедом наблюдается головная боль, одышка, слабость, повышения давления и другие негативные проявления, занятие сокращается до 10 минут.

Реабилитация речи после инсульта в нашем реабилитационном центре проводится квалифицированными логопедами- афазиологами, клиническими психологами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи и других высших психических функций. Также проводят консультации с родственниками пациента, в том числе относительно занятий в домашних условиях.

  • проводят первичное нейропсихологическое обследование речи и других высших психических функций пациентов, осуществляют детальную качественную оценку выявленной симптоматики в установленной форме.
  • осуществляют логопедическое, нейропсихологическое, патопсихологическое, экспресс-диагностическое обследование.
  • определяют стратегию и тактику нейрореабилитации. Совместно с врачами, специалистом по лечебной физкультуре разрабатывают программы нейрореабилитации пациентов с учетом их индивидуальных особенностей и состояния высших психических функций.
  • осуществляют динамическое наблюдение с качественной оценкой состояния речи и других высших психических функций в середине курса нейрореабилитации с целью корректировки индивидуальной программы нейрореабилитации пациента.
  • оценивают эффективность лечебного и реабилитационного воздействия на разных этапах.
  • осуществляют консультативную работу с ближайшими родственниками пациента, с целью специализированной психологической и нейрологопедической помощи.
  • осуществляют прогностическую оценку нейрореабилитации.

Большое внимание уделяется также формированию положительного эмоционального состояния пациента, выбору формы мотивации к занятиям и социальной адаптации пациента.

источник

Инсульт представляет собой острое нарушение кровотока в головном мозге. В зависимости от области поражения страдают разные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь и мышление.

Афазия – это термин, который обозначает потерю речи и навыков общения и является общим для описания данных последствий после инсульта. Однако это касается только проблем с языком и мышлением. Афазия бывает нескольких видов:

  • сенсорная (афазия Вернике) – нарушение понимания речи из-за неспособности выделять и различать звуки, невнятная и несвязная речь больного;
  • моторная (афазия Брока) – нарушение произнесения слов с сохранением способности произносить отдельные звуки и понимать чужую речь;
  • амнестическая – нарушение памяти, связанное с трудностью называния предметов, основное назначение которых является предельно ясным;
  • смешанная – эффертно-моторная с сенсорной, аффертно-моторная с сенсорной, тотальная (полное разрушение речевого аппарата).

Трудности с произнесением слов и звуков в связи с ослаблением и парализацией лица, рта, языка и челюсти называют дизартрией. Симптомы заболевания включают невнятную речь, замедленную или, наоборот, слишком быструю скорость речи, нарушение тона и ритма речи, повышенное слюноотделение и сниженная подвижность рта. В зависимости от области поражения выделяют следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • мозжечковая;
  • корковая;
  • подкорковая;
  • экстрапирамидная.

Диспраксия – утрата речи в связи с нарушением движения и координации мышц, которые позволяют произносить звуки. При этом мышцы не оказываются парализованными, а работают в неправильном порядке, что препятствует возможности правильно произносить слова.
Данные нарушения речи существенно затрудняют процесс общения и могут повлиять на взаимодействие с семьей, друзьями и близкими. Однако существуют и другие факторы, которые отражаются на коммуникативных навыках после перенесенного инсульта:

  • изменение эмоционального фона и личности;
  • ухудшение работы органов чувств;
  • физическая и психологическая усталость;
  • снижение памяти и концентрации внимания;
  • проблемы с глотанием.

Существуют способы восстановления речи после инсульта, поэтому возможно научиться снова общаться. Необходимо комплексное лечение, которое включает следующие реабилитационные методы:

  • прием медикаментозных препаратов;
  • прием медикаментозных препаратов;
  • скороговорки;
  • проговаривание и заучивание словосочетаний, крылатых фраз и небольших стихотворений;
  • магнитотерапия;
  • занятия с логопедом;
  • сеансы психотерапии;
  • музыкотерапия;
  • занятия с логопедом;
  • дыхательная гимнастика;
  • иглотерапия;
  • массаж лица и языка;
  • рефлексотерапия;
  • миостимуляция мышц.

Одной из составляющих терапии является медикаментозное лечение. Препараты подбирает лечащий врач после предварительного осмотра и обследования.

Группы препаратов Назначение
антидепрессанты борьба с депрессией и стрессами
седативные препараты успокоение, снятие эмоционального напряжения, облегчение наступления естественного сна
нейропротекторы сохранение строения и функций нейронов
антикоагулянты препятствование тромбообразованию, разжижение крови
ноотропы улучшение запоминания и восприятия информации, ускорение навыков мышления

Фитотерапия является дополнением в основной терапии при инсульте. Лечебные травы оказывают общеоздоравливающее действие на организм, успокаивают, снимают нервное и эмоциональное напряжение и обладают другими эффектами, необходимыми для восстановления речи. Длительность приема отваров и виды трав и сборов рекомендуется согласовать со специалистом, поскольку лечебные растения имеют определенные противопоказания и побочные действия. В лечение последствий инсульта эффективны следующие варианты:

  • шалфей;
  • алоэ;
  • чистотел;
  • арника;
  • полынь;
  • лофант;
  • подорожник;
  • боярышник;
  • зверобой;
  • пустырник;
  • земляника;
  • шиповник;
  • тысячелистник;
  • еловые шишки;
  • серый желтушник;
  • укропные семена;
  • скорлупа кедрового ореха;
  • календула;
  • василек;
  • зоря лекарственная;
  • чернокорень;
  • донник;
  • корень синюхи;
  • мята;
  • первоцвет;
  • чернобыльник.

В зависимости от причины проблем с речью подбираются определенные виды массажей. Массаж языка назначают, если снизилась его подвижность и пропала чувствительность во рту. Так как язык участвует в артикуляции, необходимо восстановить его функции. Подбор действий, направленных на повышение чувствительность органа ротовой полости, рекомендуется доверить логопеду, который также назначит дополнительные методы восстановления.
Массаж лица помогает справиться с ослаблением мышц и параличом. Следует обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы получить максимальный эффект от процедуры, а именно улучшение кровообращения, устранение усталости, стресса и напряжения, повышение тонуса мышц.
Стоит учитывать, что боль во время выполнения и после массажа, синяки, круги под глазами, трещины и другие негативные последствия указывают на повреждение строения волокон мышц и нарушение циркуляции крови. В этом случае стоит отказаться от дальнейших сеансов или сменить массажиста, если его компетентность находится под сомнением.

В зависимости от степени тяжести последствий после инсульта возможно частичное или полное восстановление речи с помощью упражнений, однако в некоторых случаях терапия оказывается неэффективной. Как правило, так происходит при серьезных повреждениях отделов, отвечающих за речь и мышление.
В комплекс входят следующие упражнения для восстановления способности общаться:

  1. Разминка для губ. Проводить языком по губам сначала в одну, а потом в другую сторону.
  2. Разминка для языка. Напрячь язык, прикоснуться его кончиком к верхнему небу, вернуть в исходное положение и расслабить.
  3. Улучшение подвижности языка. Высунуть язык. Тянуться кончиком сначала по направлению к носу, а потом к подбородку.
  4. Проговаривание гласных звуков. Произносить каждый гласных звук, растягивая его и стараясь правильно артикулировать.
  5. Проговаривание шипящих согласных звуков. Произносить каждый шипящий согласный, максимально выдвигая язык вперед.
  6. Чтение по слогам. Заниматься по учебникам для детей, в которых слова прописаны крупно и разделены по слогам.
  7. Работа с карточками. Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной будет справляться с задачей, можно приступить к описанию составляющих изображения.
  8. Пение. Петь вместе с больным его любимые песни.
  9. Игра на губной гармошке. Ежедневно играть на гармошке 3-5 минут. По возможности можно обучить больного его любимым мелодиям.
  10. Просмотр небольших роликов или фильмов. Смотреть передачи и фильмы и после этого обсуждать. Рекомендуется выбирать жанры, которые интересны больному.

Скороговорки – еще одно упражнение для восстановления речевых навыков. На начальных этапах стоит проговаривать простые предложения, при этом постепенно переходя на более быстрый темп. Когда задача перестанет представлять сложность для больного, можно переходить к более сложным вариантам.
Список простых скороговорок:

  1. Петр Петру пек пироги.
  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  3. Купила бабуся бусы Марусе.

Список скороговорок средней степени сложности:

  1. Батон, буханку, баранку пекарь пек спозаранку.
  2. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
  3. Хитрую сороку поймала морока. А сорок сорок – сорок морок.

Список сложных скороговорок:

  1. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  2. Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  3. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Заключение

Цитаты врачей
Ожегина Ольга Сергеевна:
«Одним из распространенных последствий у лиц, перенесших инсульт, являются речевые нарушения, которые серьезно препятствуют коммуникации и полноценному функционированию человека в обществе. В тяжелых случаях возникает и распад речевой функции, когда человек не только теряет способность говорить, произносить, но также возникают серьезные трудности понимания речи. Логопедическая работа – это возвращение состояния речевой функции к норме, максимальное возвращение.»

Наталья Игоревна Кулакова:
«При эфферентной афазии происходят трудности переключения с одного звука на другой, с одного положения артикуляционных органов на другое. Например, с «к» на «о». Человек по отдельности может сказать эти звуки, а слить их в слово чаще всего не может либо испытывает большие трудности. Вот в этом проявляется эфферентная моторная афазия.»

Реабилитационные центры после инсульта

источник

Мы помогаем в самых сложных случаях!

Лечение в остром периоде инсульта (тромболизис, тромбэкстракция), профилактика осложнений

Весь комплекс новейших методов реабилитации

Профилактика повторного инсульта

Врачи с опытом работы в США, Израиле и Европе

Инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения. Риск инсульта увеличивается с возрастом, в связи с ростом продолжительности жизни и старением населения эта болезнь все чаще становится причиной инвалидизации. В России ежегодно регистрируется 400-450 тысяч новых случаев инсульта. Последствия инсульта зависят от того, как быстро пациенту была оказана медицинская помощь, а также от области и степени поражения головного мозга.

Инсульт в левом полушарии часто приводит к возникновению слабости в правых конечностях и нарушению речи. Поражение правого полушария вызывает паралич левых руки и ноги и часто выпадение поля зрения с левой стороны. Очаг в мозжечке приводит к нарушению равновесия. Острое нарушение кровообращения в стволе головного мозга вызывает нарушения дыхания, глотания, речи, слуха, движения глаз. Как правило, инсульт порождает комплекс нарушений, например, гемипарезу (параличу одной стороны тела) нередко сопутствует расстройство речи (афазия) и нарушение баланса. Поэтому в реабилитации инсульта важен мультидисциплинарный подход, когда восстановлением различных функций занимаются врачи разных специальностей, но в рамках единого реабилитационного процесса.

Читайте также:  Может ли поехать крыша после инсульта

При поступлении пациента с инсультом в cтационар EMC мы начинаем реабилитацию уже в первые часы госпитализации. Начатая в первые 72 часа реабилитация приводит к максимально возможному и скорейшему восстановлению утраченных функций. Реабилитация в острый период инсульта позволяет избежать таких осложнений, как тромбофлебит, тромбоэмболия, аспирационная пневмония, которые ухудшают течение заболевания, могут привести к гибели больного. Как только состояние больного позволяет, он переводится на восстановительное лечение в реабилитационный центр. Наиболее результативно начинать реабилитацию в условиях центра уже на 3-4 день после острого нарушения мозгового кровообращения. Ранняя и интенсивная реабилитация позволяет полноценно использовать пластичность мозга: заставить оперативно «переучиваться» непострадавшие нейроны для того, чтобы взять на себя функции погибших структур мозга. После тяжелого и средней тяжести инсульта требуется от 3-х до 12 недель восстановительного лечения.

В реабилитации пациента с инсультом участвуют несколько специалистов: инструктор по лечебной физкультуре (физиотерапевт), логопед, эрготерапевт (специалист по адаптации человека в окружающей обстановке с учетом утраченных и сохраненных функций), нейроуролог, медицинский психолог и т.д.

Пациент занимается по 5-6 часов в день — при такой интенсивности тренировок, как показывает опыт ведущих реабилитационных клиник мира, восстановление происходит быстрее и эффективнее.

Центр медицинской реабилитации EMC оснащен уникальным комплексом оборудования для проведения ранней двигательной реабилитации после инсульта:

ReoAmbulator – роботизированная нейрореабилитационная система, используется при парезе (снижение мышечной силы, обусловленное повреждением нервных путей) и параличе нижних конечностей, позволяет начать восстанавливать навык ходьбы максимально рано — на том этапе, когда пациент еще самостоятельно не может ходить. Благодаря системе биологической обратной связи, которой оснащен ReoAmbulator, пациент видит процесс своей ходьбы и может его оценить. Это позволяет с самого начала выработать правильную биомеханику ходьбы.

Для пациентов, которые уже могут ходить самостоятельно, но нуждаются в поддержке, эффективны тренировки на антигравитационной беговой дорожке AlterG. Тренажер также оснащен системой биологической обратной связи, что облегчает тренировку правильного паттерна ходьбы.

Часто даже при восстановлении силы в ногах пациенты отказываются ходить из-за страха падения. В этом случае занятия проводятся c помощью системы для безопасной ходьбы Bioness Vector, которая поддерживает пациента и при необходимости снимает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Пациент может делать разнообразные упражнения — приседания, выпады, наклоны вперед, повороты головы и туловища — без риска упасть.

Реабилитация равновесия проводится на тренажерной платформе КОБС (COBS) Physiomed. Благодаря биологической обратной связи, пациенты получают графические и звуковые подсказки в режиме реального времени, что позволяет достичь большего объема движений и интенсивности тренировки. Одновременно происходит тренировка когнитивных функций.

ReoGo – роботизированная система, используется при парезе и плегии верхних конечностей. Предназначена для тренировки мелкой моторики кистей рук, увеличения силы и объема движений рук.

Пациенты с нарушениями речи ежедневно занимаются с логопедом-афазиологом. Для восстановления речи после инсульта важны раннее начало терапии, систематичность занятий, одновременное преодоление нарушений речи, понимания, чтения и письма. Инсульт часто сопровождается нарушением глотания — дисфагией. Восстановлением этой функции также занимается логопед-афазиолог. Все пациенты после инсульта, поступающие в наш центр, проходят скрининг на дисфагию. Важно вовремя диагностировать нарушения глотания, так как они могут привести к развитию тяжелого осложнения — аспирационной пневмонии. Если выявлены нарушения глотания, логопед назначает необходимую консистенцию питания, обучает правильному положению тела и головы во время глотания, проводит массаж и стимуляцию мышц гортани. Нейромышечная тренировка для восстановления голоса и глотания проводится на аппарате-электростимуляторе мышц гортани и глотки VocaStim.

Около 70 % пациентов после инсульта страдают когнитивными нарушениями разной степени тяжести. Даже незначительное угнетение мыслительной функции и памяти значительно ухудшает качество жизни пациентов и негативно влияют на восстановление других неврологических функций. В нашем центре установлена интерактивная система для когнитивной реабилитации CogniPlus, которая включает в себя программы для восстановления оперативной и долговременной памяти, внимания, способности к планированию и конструктивному решению задач.

В острой стадии инсульта недержание мочи и непроизвольная дефекация наблюдаются у 50-70% пациентов, у 15-25% пациентов нарушения сохраняются. В нашем центре комплексную диагностику и реабилитацию функций тазовых органов проводит врач-нейроуролог. Исследование выполняется с использованием уродинамической системы Triton. Для укрепления функций мышц тазового дна применяется компьютеризированная система электростимуляции Urostym.

Для успешной реабилитации после инсульта очень важно не позволить пациенту скучать, смотреть в «белый потолок», ощущать собственную беспомощность. Поэтому важнейшая роль в реабилитации пациентов после инсульта отводится эрготерапии — адаптации к повседневной жизни с учетом имеющихся нарушений. В тренировочной квартире проводятся занятия по восстановлению бытовых навыков, навыков самообслуживания. В центре есть также специально оборудованный зал для восстановления навыков вождения и обучения перемещению в автомобиль. Кроме того, для восстановления пациентов после инсульта мы используем первую в мире интерактивную систему виртуальной реальности Nirvana Physiomed, которая обеспечивает полное сенсорное (слуховое, зрительное и обонятельное) погружение в виртуальную реальность, позволяя пациенту выполнять задания различной сложности.

После выписки из реабилитационного центра пациенту необходимо продолжить занятия на дому. Для каждого пациента мы составляем программу самостоятельных тренировок, при необходимости реабилитационная команда выезжает на дом. Специалисты центра также оказывают помощь в организации безопасной для пациента среды: установке поручней, перил, обустройству ванной комнаты, кухни и т.д. Социальный работник оказывает пациенту и его семье информационную и психологическую поддержку, помогает преодолеть трудности адаптации после выписки.

Еженедельно команда собирается на консилиум, где специалисты обмениваются данными о пациенте и оценивают динамику реабилитационного процесса. Достигнутые результаты оцениваются по международным шкалам. Одной из важнейших в реабилитации пациентов после инсульта является шкала функциональной независимости FIM, позволяющая оценить степень независимости пациента в повседневной жизни.

источник

Восстановление речи после инсульта – одна из ключевых частей реабилитации. Именно эта функция страдает у большинства пострадавших после ишемического и геморрагического удара.

Проявляется это в неспособности выговаривать звуки, выстраивать предложения, подбирать слова. Человек не всегда понимает речь, когда к нему обращаются, испытывает затруднения с разбором написанного. По статистике, речевые функции восстанавливаются часто, если соблюдаются меры реабилитации.

Патологии, к которым ведет ухудшение кровоснабжение мозга, вызывает множественные двигательные осложнения, расстройство чувствительности. Одним из частых осложнений является нарушение речи после инсульта. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с дизартрией, афазией и диспраксией.

После инсульта могут отмечаться комбинация этих нарушений.

Справочно. Инсульт вызывает местное повреждение тканей речевых центров, утрату способности понимать письменную, устную речь, выражать свои мысли.

По типу афазии выделяют несколько видов нарушения речи при инсульте:

  • Сенсорная. Ее связывают с гибелью нервных клеток в центре Вернике. У больных наблюдаются нарушения звукового восприятия слова. Людей с таким поражением отличает непонимание того, что говорят другие. Им кажется, что к ним обращаются на иностранном языке. Часто они способны понять начала обращенного к ним предложения, но вскоре забывают сказанное, теряются.
  • Моторная. Из-за повреждения центра Брока возникает моторная афазия после инсульта. Человек теряет способность говорить, затрудняется подбирать слова, формулировать высказывания, упускает важные моменты, путает названия, обозначающие разные понятия. Во многих ситуациях они выкрикивают и повторяют отдельные бессмысленные слова. Патология неплохо поддается лечению.
  • Семантическая. Человек не произносит и не понимает смысл отдельных словосочетаний. Простые фразы остаются доступными. Прогноз при такой афазии достаточно благоприятный.
  • Амнестическая. Нарушения связаны с расстройствами памяти. Пациент не помнит отдельные слова.

Справочно. При поражении большого объема мозга, наблюдается полная афазия. Для нее характерно абсолютное отсутствие речи.

Больной находится без сознания, не воспринимает обращений к нему, не узнает близких.

Развитие патологии связывают со слабостью мышечного аппарата, используемого в артикуляции. Интеллект часто сохранен, больной понимает речь, которая к нему обращена, способен сам говорить короткие предложения.

Часто речь его невнятная, трудно понимаемая. Нет чистоты произношения. Голос становится тихим, замедленным.

Справочно. В основе расстройства лежит не паралич, не слабость мышц, а нарушение координации.

Не соблюдается порядок и последовательность движения мышц для получения четких и ясных звуков. Слова получаются стертыми. Отмечаются частые повторы слов, но связано это с попыткой добиться правильного произношения, а не со слабоумием, как может показаться.

Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.

Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.

Справочно. Разрыв нейронных связей, сдавливание тканей гематомой, отеки, кровоизлияния, нарушения питания на любом из этих участков ведет к соответствующему расстройству речи.

Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.

Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.

Для достижения положительного результата в реабилитации к терапии приступают сразу после того, как произошел инсульт. Сначала занятия могут длиться всего несколько минут, через месяц длительность каждого может доходить до 2 часов каждый день.

В острый период инсульта занятия должны быть естественными и физиологическими. Это просто обращение к пациенту, разговор с ним, предоставление возможности слушать музыку. Никакие манипуляции не проводятся.

После завершения острого периода и возвращения домой начинается интенсивная логопедическая реабилитация.

Внимание. Ключом к возможности возврата утраченных функций считается регулярность. Общаться с пострадавшим, давать ему слушать музыку, делать упражнения для восстановления речи после инсульта, надо ежедневно.

Такие факторы, как интенсивность, продолжительность, тип занятий должны зависеть от самочувствия больного. При тяжелом состоянии, повышенном давлении специальные занятия следует отложить и остановиться на обычном тихом разговоре или слушании спокойной музыки.

В течение занятия при необходимости делают перерывы. Не стоит переутомлять пострадавшего.

Эмоциональный фон должен быть спокойным, не агрессивным. В общении с больным избегают безразличия и отношения к нему как к обреченному. Несмотря на тяжесть инсульта, у многих людей способность воспринимать отношение других остается сохранным.

Справочно. Реабилитационный процесс должен быть комплексный, включать массаж, работу с логопедом, артикуляционную гимнастику, прием медикаментов.

Учет всех этих моментов станет ключом к тому, как быстро восстановить речь после инсульта.

Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.

Справочно. Разговор необходимо вести естественно, без напряжения. При этом желательно произносить слова, фразы медленнее, чем обычно. Тон должен быть натуральным, таким, который обычно используется при общении со взрослым человеком. От того, что он заболел, в ребенка он не превратился.

После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.

В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.

При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова.
Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.

Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.

До выписки из стационара при поражении речи проводится консультация с логопедом. Определяется характер речевой патологии, назначается реабилитационную программу.

Читайте также:  Мрт головного мозга после перенесенного инсульта

В первые недели болезни специалиста лучше вызывать на дом. Так больному будет спокойнее и комфортнее.

Справочно. Периодически, если психологическое и физическое состояние человека после перенесенного инсульта позволяет, занятия проводятся в группе. Это позволяет больному адаптироваться к обществу, увидеть, что он не одинок, обрести веру в себя. Важен также соревновательный эффект.

При проведении занятий логопед использует фонетические, семантические, образные, творческие методики.

Фонетические связаны с коррекцией звукопроизношения. Упражнения направлены на улучшение работы мышц губ, языка, нижней части лица. Произносятся отдельные звуки, скороговорки.

Семантические требуют способности найти смысл, продолжив предложение или дополнив ассоциацию.

Образные направлены на компенсацию сенсорного дефицита. Применяются картинки, по ним делают попытку составить рассказ, найти связь.

Творческие методы показаны всем перенесшим инсульт. С пострадавшим от инсульта занимаются пением, арт-терапией.

Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.

  • Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
  • Задания постепенно усложняются.
  • Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
  • На занятиях внимание уделяют пониманию.
  • Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
  • Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
  • Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
  • Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.

При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.

Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.

Справочно. Кроме непосредственно занятий, связанных с нормализацией речевых способностей, больному показана лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе, диета.

Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.

Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.

Для нормального произношения нужно, чтобы хорошо работали мышцы языка. Человека, пострадавшего от инсульта, просят насколько возможно высунуть изо рта язык, изобразить змеиное шипение. После возвращения в рот, нужно дотронуться до верхнего неба, потом нижнего, прикоснуться к щеке.

Больной облизывает губы сначала по часовой стрелке, затем — против, пытается во рту сделать движение языком по кругу, издает цокающий звук.

Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.

Каждое движение выполняют до 10 раз.

Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.

Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.

Справочно. В настоящее время не существует лекарства, которое могло бы восстановить речь.

Тем не менее, используется медикаментозное лечение, восстанавливающее кровообращение, активизирующее мозговые процессы, снимающее боль, судороги:

  • Ноотропные средства. Направлены на улучшение памяти, активизацию процессов мышления. Среди них особо отмечают Пирацетам, Луцетам.
  • Седативные. Препараты, обладающие такими свойствами, успокаивают, снимают лишнее возбуждение. Используется настойка валерианы, пустырника, Персил.
  • Лекарства, улучшающие кровоснабжения. К этой группе относят Кавинтон, Церебролизин.
  • Препараты, направленные на нормализацию питания тканей мозга. Используются таблетки Актовегин, Пирацетам, Кортексин.
  • Противосудорожные и расслабляющие. Назначается Лорезепам, Миокалм. Они помогают, в том числе, снизить напряжение лицевых мышц.
  • Гипотензивные. Используются для снижения давления. Применяются препараты группы сартанов, антагонисты кальция, бета и альфа-блокаторы. Мочегонные средства снижают давние и уменьшают отеки.
  • Антикоагулянты уменьшают вязкость крови. Назначается Варфарин, Дипаксин, Тромексан.

Отдельного внимания заслуживает терапия стволовыми клетками. Эта инновационная технология в настоящее время пока проходит испытания и широко не используется. Тем не менее, она доказала свою эффективность в восстановлении сосудов, удалении тромбов, холестериновых бляшек, активизации защитных функций, возвращении речи.

Терапия основана на пересадке стволовых клеток. Ее проводят дважды с трехмесячным перерывом.

В дополнение к лекарственным способам нарушения лечат методами физиотерапии.

Восстановить мозговую активность, вернуть речевые функции, позволяют некоторые народные средства.

В течение 14 дней принимают мумие в объеме до 2 мг перед сном. Всего проводят три курса, между ними должен быть пятидневный перерыв.

Другой способ — до 500 мл вещества растворяют в двух столовых ложках воды и принимают три раза в день десятидневным курсом. Делают перерыв пять дней, затем курс повторяют.

Успокоиться, снять мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт помогают хвойные ванны. Используются также водные процедуры с другими эфирными маслами.

Заваривается чай из шалфея. Его пьют до пяти раз в день. Эффективен чай из календулы, шиповника и репешка.

В рот ежедневно кладут кусочки черной редьки. Она провоцирует покалывание, жжение.

Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.

Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.

Справочно. На возврат способностей говорить отводится обычно до пяти лет. Если за этот срок улучшений не произошло, вероятно, больной навсегда утратил возможность снова выражать мысли, понимать других людей.

Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.

Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:

  • у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
  • у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
  • у 92% после легкого инсульта.

Важно. Исследователи отмечают, что при несоблюдении рекомендаций по реабилитации, шанс на восстановление имеют не более 15% больных.

Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.

источник

По вопросам реабилитации после инсульта, вы можете связаться с нашим специалистом по телефону:

Ширшова Елена Вениаминовна

Инсульт —патологическое состояние, характеризующееся резким нарушениемпроцесса кровообращения в одном или множестве участков головного мозга. Выделяют два различных типа инсульта – ишемический (предпосылкаразвития которого – сужение, частичное или полноезакупоривание артерии) и геморрагический (связанный с повреждением или полным разрывом сосуда). Ишемия вызывает нарушение циркуляции крови в сосудах головного мозга и вызывает отмирание участков его мягких тканей. Степень травматизациитканей зависит от продолжительности кислородного голодания и общего состояния здоровья человека. Объём и характер повреждения головного мозга определяет и структуру и длительность последующей программы реабилитации пациента после перенесённого инсульта.

Симптомами инсульта, при которых жизненно важно немедленно вызвать бригаду скорой помощи, являются:

  • Внезапная слабость и/или онемение мышц лица и/или конечностей – ка к правило, на одной стороне тела;
  • затруднённая речь;
  • резкое падение зрения(на один или оба глаза);
  • пульсирующая головная боль, головокружение;
  • беспричинное нарушение координации движений.

Важно запомнить: чем оперативнее будет оказана медицинская помощь при инсульте, тем выше шансы сохранить живыми как можно большее число нейронов головного мозга, а зачастую и жизнь пациента. Максимально эффективное время экстренной терапии — 3-6 часов от первого проявления заболевания. По прошествии этого периода изменения в пострадавших участках головного мозга могут стать необратимыми, а мероприятия по реабилитации после инсульта – фактически бесполезными.

Единого срока восстановления после кровоизлияния не существует, время реабилитации зависит от размеров и локализации зоны поражения, вида инсульта, а также времени, которое прошло с момента появления болезни до оказания специализированной помощи. Ориентировочные сроки реабилитации можно представить следующим образом:

  • Инсульт с минимальным неврологическим дефицитом — легкий паралич лица, конечностей, нарушение зрения, нарушение координации, головокружения. Частичное восстановление происходит через 1-2 месяца, полное возможно через 2-3 месяца, но зависит от реабилитационного потенциала пациента.
  • Инсульт с выраженным неврологическим дефицитом -грубый паралич лица, конечностей, серьезные нарушения координации. Возможность самообслуживания появляется у больного через 6 месяцев, полное восстановление занимает годы.
  • Тяжелые гемморагические и ишемические инсульты со стойким неврологическим дефицитом приводят к инвалидизации больного за счет паралича и других дефектов. Частичное восстановление возможно через 1-2 года. При грубом неврологическом дефиците полное восстановление невозможно ввиду омертвения важных скоплений нейронов мозга, функции которых не могут взять на себя соседние клетки.

Больному важно осознавать, что восстановление после любого инсульта не должно заканчиваться. Кратковременные ежедневные процедуры не только помогут вернуть былые навыки и качества, но и предотвратят новые инсультные атаки.

Для пациентов, перенёсших острое нарушение кровообращения в мозге, своевременная, оперативная и грамотная реабилитация после инсульта является первым и ключевым этапом на пути к восстановлению здоровья. Достичь максимального клинического эффекта реабилитации возможно лишь прибегнув к помощи опытных специалистов.

Важно понимать, что реабилитация после инсульта должна начаться как можно раньше, с первых дней заболевания — когда состояние пациента становится стабильным. При локальных кровоизлияниях, не распространившихся на обширный участок головного мозга, состояние пациента стабилизируется на третьи-четвёртые сутки. С началом этого периода становится возможным начало процесса реабилитации.

В неврологическом отделении ФНКЦ ФМБА России реабилитацию пациентов после инсульта проводят опытные врачи и квалифицированный, специально подготовленный медицинский персонал. В Центре пациенты имеют возможность успешно восстановить навыки и функции, утраченные в результате нарушения мозгового кровообращения.

Традиционно выделяются три ключевых этапа программы реабилитации после инсульта:

  1. Первый этап: в этот период пациент находится в лежачем положении; нередко, при тяжёлой форме инсульта, больной неподвижен. В этот период реабилитационные активности ограничены состоянием пациента и заключаются в систематическом переворачивании, специализированном противопролежневом массаже и проведению дыхательной гимнастики. Специалисты по медицинской реабилитации постоянно разговаривают с пациентом даже при отсутствии у него выраженной реакции на речь: пассивное слушание активизирует внимание, постепенно возвращается понимание речи. Первый этап восстановления может длиться от нескольких суток до нескольких месяцев в зависимости от степени тяжести перенесённого инсульта.
  2. Второй этап (ранний): в данный период пациент уже может совершать некоторый объём движений, однако самостоятельный подъём с постели для него пока невозможен. Больному проводится пассивная кинезиотерапия (лечение движением – специализированная гимнастика, массаж), физиотерапия. Специалисты-реабилитологи занимаются устранением афазии (нарушения речи) и восстановлением памяти пациента. Этап ранней реабилитации может длиться от нескольких недель до полугода.
  3. Третий этап — период поздней реабилитации: период активного восстановления двигательных, умственных, психических, эмоциональных функций и навыков. Пациент уже может самостоятельно заниматься гимнастикой, пытается сидеть в постели и вставать с неё. На данном этапе важную роль играет эрготерапия (лечение трудом — мероприятия, направленные на развитие мелкой ручной моторики). Реабилитация включает также лекарственную терапию, занятия с логопедом и психологом. Поздний этап восстановления может занять от полугода до двух лет.

В ФНКЦ ФМБА России ключевым принципом программ реабилитации после инсульта является индивидуальный подход к восстановлению здоровья каждого пациента. Специалисты внимательно изучают анамнез и клиническую картину заболевания у каждого пациента, анализируют степень повреждения головного мозга и нарушения основных функций, оценивают тяжесть послеинсультного состояния. После этого разрабатывается индивидуальная схема лечения и курс восстановления с предварительным планированием длительности каждого этапа. В Центре также проводятся мероприятия по профилактике повторного развития инсульта, позволяющая закрепить и продлить полученный терапевтический эффект и предотвратить риск нового поражения головного мозга.

Реабилитация пациентов в ФНКЦ ФМБА России строится следующим образом:

  • К пациенту прикрепляют курирующего врача-невролога, инструктора ЛФК, а также психолога и логопеда (по необходимости).
  • Врачи ежедневно работают с пациентом, используя подходящие современные методы лечения ­ индивидуальную и групповую кинезиотерапию (ЛФК), массаж, различные виды физиотерапии, в том числе электронейростимуляцию и миостимуляцию, занятия на тренажерах с обратной биологической связью, аппаратах восстановления мелкой моторики кисти и движения нижних конечностей, логопедические занятия, консультации психотерапевта, нейропсихолога (при необходимости) и многие другие мероприятия.
Читайте также:  Народные рецепты от геморрагического инсульта

Комплексная реабилитация после инсульта включает цикл мероприятий, имеющих своей целью:

  • восстановление функции движения (вертикализация, эрготерапия, обеспечивающие постепенное восстановление ходьбы; лечебный массаж; лечебная физкультура; физиотерапевтические процедуры);
  • восстановление речевой функции и памяти (занятия со специалистами афазиологом, логопедом);
  • восстановление психоэмоционального здоровья (занятия с психологом, общение с родственниками, ненапряжённая физическая активность).

В Федеральном научно-клиническом центре ФМБА России работает команда опытных неврологов. Многие наши специалисты не просто практикующие врачи, но и ученые-исследователи заболеваний мозга, авторы научных работ, касающихся диагностики, лечения и реабилитации пациентов после инсульта.

Запишитесь на прием прямо сейчас, и восстановление после болезни пройдет быстрее: +7 (499) 725-4440.

Подайте заявку на госпитализацию или исследование.
Специалисты регистратуры свяжутся с вами и согласуют
удобное для вас время. Или перейдите к форме записи онлайн.

источник

Речь играет одну из важнейших ролей в жизни человека. За речевой аппарат отвечают определенные зоны мозговой коры. Поражения структур головного мозга, к которым относится и острое нарушение кровообращения, приводят к серьёзным расстройствам. Одним из наиболее частых последствий инсультов различных форм является дисфункция речи. Именно ухудшение артикуляции часто становится первым признаком, позволяющим выявить сосудистый разрыв. Человек, у которого случился инсульт:

  • расставляет слова в неправильном порядке;
  • не может вспомнить названия предметов;
  • не понимает людей, которые к нему обратились;
  • не может выговорить некоторые звуки;
  • теряет способность ясно выражать свои мысли.

Речевое нарушение носит долговременный характер, но поддается коррекции. Также бывают случаи, когда речь восстанавливается постепенно сама по себе. К сожалению, это происходит крайне редко, и пациенту не обойтись без реабилитации под присмотром врачей и близких.

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

Автор: Ольга Владимировна Бойко

Врач-невролог, доктор медицинских наук

Согласно статистическим данным, в России регистрируется один из самых высоких показателей по заболеваемости инсультом. Ежегодно болезнь поражает 3 человека на 100 тысяч населения. Кроме того, инсульт занимает третье место в структуре смертности, уступая инфарктам и опухолевым образованиям. В 20% случаев у пациентов развивается стойкая нетрудоспособность, 60% становятся инвалидами, а у 10% утрачивается способность к самообслуживанию. Речевая дисфункция на фоне инсульта приводит к социальной дезадаптации. По статистике афазия регистрируется у 30-35% больных, дизартрия — у 15%.

Опытные неврологи Юсуповской больницы проводят полный курс диагностических мероприятий, необходимых для выявления инсульта. Для этого используется современное медицинское оборудование: КТ, МРТ. Исследование проводятся как для первичного обследования, так и с целью динамического наблюдения за лечением. Терапия подбирается в зависимости от состояния. Индивидуальный подход к каждому пациенту позволяет сократить сроки пребывания в стационаре и ускорить восстановление. С больными Юсуповской больницы проводят занятия опытные инструкторы ЛФК и массажисты.

Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения артикуляции. Кроме афазии, существуют и другие виды дисфункции речи:

Исходя из глубины повреждения, выделяют следующие виды:

  1. Тотальная. Наиболее сложная форма афазии. Характеризуется полным отсутствием речевых способностей. В таком состоянии пациент находится на грани потери сознания и не узнает близких людей.
  2. Сенсорная. Центр Вернике отвечает за способность человека распознавать речь. Его поражение приводит к сенсорной афазии. После инсульта пациент воспринимает родной язык как абсолютно для него чужой, и не узнаёт ни одного слова.
  3. Моторная. Больной с такой афазией всё понимает, но его дикция нечеткая, а речь после перенесённого инсульта представлена набором звуков.
  4. Амнестическая. Нарушение памяти — основной симптом данной афазии. Человеку трудно назвать предметы вокруг себя, большинство слов он просто не помнит.
  5. Семантическая. К пациенту с подобной афазией необходимо обращаться максимально коротко и незамысловато, так как он не воспринимает длинные предложения с различными оборотами.
  6. Динамическая. Больной не просто не может произносить длинные предложения, но также испытывает трудности с построением фраз. Его мысли спутаны и всё сказанное им кажется бессмысленным.

Определение того или иного вида афазии очень важно, так как каждая из форм требует специальной тактики и стратегии лечения. Но даже при правильной реабилитации, длительность восстановления речи после инсульта индивидуальна, и назвать точное время невозможно.

Также дисфункция речи после инсульта проявляется в виде дизартрии, обусловленной нарушением подвижности мышц речевого аппарата. Нередко данное расстройство сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Бывают также очень тяжелые случаи, при которых речедвигательные мышцы полностью парализованы. Такое состояние называется анартрией.

Для данного расстройства речи после инсульта характерны следующие симптомы:

  • затрудненная подвижность органов артикуляции;
  • неразборчивая и смазанная речь;
  • звуковые искажения;
  • неплавная речь с запинаниями;
  • замедленный или напротив ускоренный темп речи;
  • изменения тембра голоса;
  • бедные интонации, монотонность;
  • тенденция пациента гримасничать.

Существует несколько форм данной дисфункции речи. Каждая из них обусловлена конкретной локализацией мозгового повреждения, а также обширностью кровоизлияния или размером гематомы.

Если у пациента после инсульта наблюдается дизартрия, то восстановление речевой функции происходит с помощью логопеда. Специалист устанавливает форму нарушения и составляет программу упражнений, процедур и массажа.

Расстройство, при котором речевая дисфункция после инсульта вызвана нарушением движения и координации мышц, позволяющим воспроизводить звуки, называется диспраксией. В отличие от дизартрии, при которой наступает паралич, в случае диспраксии мышцы остаются подвижными. Нарушается только последовательность их работы, что и мешает пациенту правильно выговаривать звуки.

После перенесенной болезни больной учится общаться заново. Возвращение утраченной после инсульта речи — трудоёмкий и длительный процесс, требующий разностороннего воздействия. Реабилитация должна представлять собой комплексное лечение, которое включает в себя разнообразные восстановительные мероприятия. Одну из главных ролей в процессе приобретения утраченных речевых способностей играет раннее обращение к врачу. Помощь пациенту должна быть оказана в первые часы после инсульта. Также важно установить, какие именно речевые аспекты были повреждены. Специалист должен провести диагностические тесты, на основе которых делает заключение.

Реабилитационные методы улучшения речи после кровоизлияния в мозг представлены:

  • приёмом определённых лекарств;
  • упражнениями, позволяющими восстановить произношение;
  • логопедической терапией;
  • дополнительными мерами: хирургическими операциями, физиотерапией, массажем.

Успех реабилитации зависит также от общей обстановки, в которой пребывает пациент. Ему необходима умиротворенная атмосфера, вдали от шума и резких звуков. Стрессы и беспокойства только замедлят ход выздоровления.

Способствовать реабилитационному процессу также должны родные пациента и близкие ему люди. С больным нужно постоянно общаться, даже если первое время он вообще не может ответить.
Решительный настрой и упорство также должны присутствовать у самого пациента. Однако, очень важно, чтобы реабилитация речи после инсульта была систематизированной. Работать нужно интенсивно, но при этом не перенапрягаясь. План процедур, занятий, их длительность и интенсивность определяются специалистами.

Частично и даже полностью восстановить речь после инсульта можно с помощью ряда полезных упражнений. Они назначаются всем пациентам вне независимости от формы афазии. Занятия призваны улучшить функционирование мышечного аппарата, принимающего участие в произношении. В комплекс входят различные виды зарядки для губ, языка и челюстей:

  1. Проведите по губам языком сначала в одну, затем в другую сторону.
  2. Напряжение и расслабление языка. Попытайтесь прикоснуться его кончиком к верхнему нёбу, верните в исходное положение и расслабьте.
  3. Сворачивайте губы трубочкой как будто хотите поцеловать кого-то и удерживайте их в таком состоянии в течение нескольких секунд.
  4. Облизывайте губы языком, двигая им по кругу, поочередно меняя направление (снизу-вверх и сверху-вниз).
  5. Вытягивайте голову и шею вперед, открыв при этом рот и выдвинув язык.
  6. Щёлкайте языком о твёрдое небо, имитируя звук скачущей лошади.
  7. Сомкните губы и попытайтесь растянуть их в улыбке, показав при этом зубы. Затем постарайтесь снова улыбнуться, но на сей раз не размыкая губ и не показывая зубов.
  8. Чтобы улучшить произношение шипящих согласных звуков, произносите каждый из них, максимально выдвигая язык вперёд.
  9. Растягивайте гласные звуки, пытаясь артикулировать как можно правильнее.

Существует большое количество подобных упражнений, которые можно выполнять как самостоятельно, так и при участии педагога. Для эффективного восстановления речи после инсульта, такой зарядкой необходимо заниматься несколько раз в день, по 5–10 подходов за один сеанс. Для выполнения данных упражнений нет ограничений: они будут полезны для всех пациентов с речевыми расстройствами после инсульта.

На ранних стадиях реабилитации речи после инсульта логопед обязательно присутствует на каждом сеансе, помогая больному с упражнениями и контролируя правильность их выполнения. При успешном восстановительном процессе, в дальнейшем пациент может выполнять их самостоятельно. Хотя многим людям, перенёсшим инсульт, показана также групповая логопедическая терапия. Чтобы она дала эффект, необходимо точно придерживаться рекомендаций специалиста и ответственно подходить к занятиям.

Методика логопедической терапии выбирается, исходя из обследования пациента. Врач проверяет реакцию больного на громкость речи, а также способность оценивать и понимать её. Для восстановления артикуляции логопед вовлекает разные структуры мозга. Логопедические упражнения делятся на:

  1. Фонетические — направлены на улучшение иннервации и подвижности мимических мышц.
  2. Семантические — представляют собой ряд манипуляций, целью которых является активизация мышления больного. Например, ему необходимо продолжить фразу или вступить с логопедом в импровизированный диалог на определенную тематику.
  3. Наглядные — метод иллюстраций. С помощью картинок пациент учится находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие — пение, арт-терапия, обучение игре на музыкальных инструментах (особенно полезна игра на губной гармошке).

Впоследствии сеансы могут проводить и близкие пациенту люди. Для этого им понадобится много терпения и выдержки. Очень важно чтобы они грамотно организовали лечебный процесс и смогли вовлечь в него пациента с максимально дружественным и позитивным настроем, поддерживали его, подмечали успехи и хвалили больного за хорошие результаты.

Одной из главных составляющих в реабилитации речи после инсульта является медикаментозная терапия. Врачи применяют различные группы препаратов, среди которых:

  1. Антидепрессанты, призванные бороться со стрессом и грустным настроением.
  2. Седативные препараты, которые снимают эмоциональное напряжение, облегчают процесс естественного засыпания.
  3. Нейропротекторы, сохраняющие строение нейронов и восстанавливающие их функциональность.
  4. Антикоагулянты для предупреждения образования тромбов и разжижения крови.
  5. Ноотропы применяются для того, чтобы улучшить память пациента, а также мышление и восприятие информации.

Важную роль в реабилитации речи играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт ухудшает работу мозговых клеток, поэтому медикаментозная терапия включает препараты, стимулирующие их функционирование.

Реабилитация речевых функций обычно начинается через неделю после разрыва сосуда в мозге при условии, что состояние пациента стабильно. Однако бывают ситуации, когда больной не способен приступить к упражнениям даже спустя месяц. Так или иначе восстановительную терапию следует начать не позднее, чем через два месяца. В противном случае вернуть утраченные способности будет гораздо труднее.

Как правило, реабилитационный процесс протекает медленно и постепенно. В зависимости от афазии, на восстановление речи могут уйти дни, недели и месяцы. Иногда артикуляция возвращается рывками — человек в течение долгого промежутка времени не демонстрирует результатов, но внезапно речь резко улучшается.

Точный прогноз касательно времени восстановления речи после инсульта дать очень сложно. Реабилитация представляет собой поэтапный процесс с четкой последовательностью. Продолжительность каждого этапа варьируется и является индивидуальной для всех пациентов. В среднем максимальное улучшение речевых способностей наблюдается в первые полгода после болезни. Весь восстановительный период продолжается от трёх до пяти лет.

источник